Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам и текстуальный анализ рассказа Владимира Киршина «Впряга».
Цели и задачи уроков:
Образовательные: подвести к пониманию главной мысли рассказа Владимира Киршина «Впряга»: преодоление пассивности и страха в поведении мальчика и четвероногого друга-собаки; почувствовать эмоциональную палитру переживаний и чувств героя рассказа.
Развивающие: развивать читательскую компетентность, воображение, внимание к слову, самостоятельность мышления.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, воспитывать чувство любви к животным, умение действовать в трудных ситуациях, воспитывать чувство ответственности за воспитание четвероногого друга.
Педагогическая технология: элементы ТИО (технология индивидуального обучения).
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на уроке, обсуждение вопросов по уровням.
Проект урока
№
|
Этап урока
|
время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.
|
Оргмомент. Целеполагание.
|
2 мин.
|
Помогает учащимся определить тему урока, знакомит с целями и задачами уроков.
|
Ставят перед собой цель: достичь той оценки, какую желают получить.
|
2.
|
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями и карточками.
|
40 мин.
|
Объясняет ход работы, раздает карточки. Консультирует учащихся, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания
|
Выполняют задания по карточкам, дополнительные задания художественной литературы. Отмечают свои достижения на «карте успеха».
|
3.
|
Обсуждение вопросов разноуровневых карточек: Уровень «3», уровень «А», уровень «Б»
|
40 мин
|
Организует диалог с учащимися, особое внимание уделяет работе с текстом. Учит выделять главное, дополняет высказывания ребят интересными заметками.
|
Работают устно по вопросам разноуровневых карточек.
|
4.
|
Итоги урока. Рефлексия.
|
2 мин
|
Подводит итоги, анализирует таблицу.
|
Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
|
5.
|
Домашнее задание
|
1 мин.
|
Дает задание.
|
Учащиеся берут на дом карточки с разноуровневыми заданиями. Читают другие рассказы В.Киршина.
|
Ход урока
I. Оргмомент. Целеполагание. Вступительное слово учителя. Мы начинаем изучать рассказ пермского писателя Владимира Киршина «Впряга». Писатель Владимир Киршин — наш земляк. Его рассказ «Впряга» был впервые опубликован в сборнике под названием «Дед Пихто». Владимир Александрович Киршин родился 25 февраля 1955 года в городе Веймаре, в семье военнослужащего группы советских войск в Германии. Киршин работал инженером, был сугубо техническим человеком. Но много читал, в 1992 году был принят в Союз писателей. Кроме сборника «Дед Пихто», были выпущены сборники: «Ничья», «Майя». Выход в свет сборника «Дед Пихто» стал событием в литературной жизни Перми. Литературоведы Перми отметили, что «…этот текст европейского уровня. В Перми так еще не писали: небрежно и иронично, раскованным стилем». Рассказ «Впряга» вошел в сборник текстов под названием «Камеи». Тема нашего урока «Рассказ Владимира Киршина в школьном изучении». Сначала вы будете работать самостоятельно, затем — обсуждение вопросов, связанных с жизнью и творчеством этого удивительного писателя, с героями рассказа, с художественными особенностями рассказа «Впряга».
II. Cамостоятельная работа по разноуровневым карточкам
- А сейчас работаем по карточкам (приложение 1).
Поставьте себе в тетради на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке. На доске таблица, свои результаты вы будете отмечать в ней, ставя против своей фамилии плюсики.
III. Обсуждение вопросов разноуровневых карточек.
- А сейчас работаем по вопросам карточек.
Ребята рассуждают по вопросам карточек, сначала анализируют вопросы уровня «3», затем уровня «А» и уровня «Б». Ответы подкрепляют текстом рассказа.
IY .Итоги урока. Рефлексия.
- Подведем итоги, выведем оценки по результатам таблицы. Сравните ваши результаты с предполагаемой оценкой.
Y. Домашнее задание.
- Доработать разноуровневые задания. Обратить особое внимание на разноуровневые задания части «Б».
«Рассказ Владимира Киршина в школьном изучении» (Рассказ В. Киршина «Впряга»)
Уровень «3»
1. Прочитайте рассказ В.Киршина «Впряга». Какие настроения, какие чувства вызвал данный рассказ?
2. Найдите в тексте описание внешности, характера Лорда, поведение во время игр, взросление.
3. Образ Костяна в рассказе. (Подчеркнуть в тексте особенности внешности, характер).
4. Как Илья постепенно освобождается от страха? Найдите подтверждение в тексте.
Уровень «А»
5. Смысл названия рассказа. Подберите однокоренные слова к названию рассказа. Какой смысл несет это слово?
6. Найдите в тексте сравнения. Какую роль они играют?
Уровень «Б»
7. Особенность композиции в рассказе. Разделите рассказ на части. Обозначьте разнообразную палитру чувств и переживаний Ильи.
8. Идея рассказа.
9. Сочинение «Мой защитник» (по личным впечатлениям или на основе художественной литературы).
Судницына Татьяна Андреевна,
учитель русского языка и литературы МООШ №4
г. Красновишерска Пермского края.
krasna4@mail.ru