О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 5 класс » Пушкин Александр Сергеевич » Жизнь и фантастика в сказке. (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)»


Автор учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

Тема 1 урока: «Жизнь и фантастика в сказке. (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)». (Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.)

Тема 2 урока: «Литературная сказка. Художественные особенности «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Текстуальный анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина).

Цели и задачи уроков:

Образовательные: подвести к пониманию главной мысли сказки А.С. Пушкина: зависть является источником зла.

Развивающие: развивать читательскую компетентность, воображение, внимание к слову, самостоятельность мышления, умение анализировать, сравнивать.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, воспитывать человечность, доброту.

Педагогическая технология: элементы ТИО (технология индивидуального обучения).

Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на 1 уроке, 2-й урок — обсуждение вопросов по уровням.

 

Проект 1 урока


Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент.
Целеполагание.

2 мин.

Помогает учащимся определить тему урока, знакомит с целями и задачами уроков.

Определяют тему урока, знакомятся с целями и задачами урока.

2.

Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями и карточками.

40 мин.

Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам
Объясняет ход работы, раздает карточки. Консультирует учащихся, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания.

Ставят перед собой цель: достичь той оценки, какую желают получить.
Выполняют задания по карточкам, дополнительные задания из учебника. Отмечают свои достижения на «карте успеха».

3.

Итоги урока. Рефлексия.

2 мин.

Подводит итоги, анализирует таблицу.

Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.

6.

Домашнее задание.

1 мин.

Дает задание.

Учащиеся берут на дом карточки с разноуровневыми заданиями. Читают другие сказки Пушкина.

Проект 2 урока


Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент.
Целеполагание.

2 мин.

Помогает учащимся определить тему урока, знакомит с целями и задачами урока.

Определяют тему урока, знакомятся с целями и задачами урока.

2.

Обсуждение вопросов разноуровневых карточек:
Уровень «3», уровень «А», уровень «Б»

40 мин.

Организует диалог с учащимися, особое внимание уделяет работе с текстом. Учит выделять главное, дополняет высказывания ребят интересными заметками.

Работают устно по вопросам разноуровневых карточек.

3.

Итоги урока. Рефлексия.

1 мин.

Подводит итоги, анализирует таблицу.

Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.

6.

Домашнее задание.

1 мин.

Дает задание.

Желающие берут на дом карточки с дополнительными заданиями из учебника.

 Ход 1 урока
I. Оргмомент. Целеполагание. Вступительное слово учителя. Мы начинаем изучать сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Тема нашего урока «Жизнь и фантастика в сказке. (А.С. Пушкин «сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)». Необходимо остановиться на соотношении сказочного и фантастического, на той роли, что играет фантастика в сказке. Нам нужно доказать, что между сказкой и фантастической литературой есть разница. И затем прийти к выводу на примере сказки Пушкина, какова особенность литературной сказки. Первый урок вы будете работать самостоятельно. 2-й урок — обсуждение вопросов, связанных с жизнью и творчеством этого удивительного писателя, с героями сказки, с ее художественными особенностями».
II. Cамостоятельная работа по разноуровневым карточкам
- А сейчас работаем по карточкам (приложение 1).
 Поставьте себе в тетради на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке. На доске таблица, свои результаты вы будете отмечать в ней, ставя против своей фамилии плюсики.
III. Итоги урока. Рефлексия.
- Подведем итоги, выведем оценки по результатам таблицы. Сравните ваши результаты с предполагаемой оценкой.
IY. Домашнее задание.
- Доработать разноуровневые задания. Обратить особое внимание на разноуровневые задания части «Б».
Ход 2 урока
I . Оргмомент. Целеполагание.
Сегодня мы поговорим о литературной сказке. Вспомните, какую сказку мы называем литературной? Сказку, созданную писателем. Назовите известные литературные сказки.
 А. С. Пушкин создает свои сказки в первой половине 30-ых г. девятнадцатого века. «Сказка о попе и о работнике его Балде» была написана в Болдино осенью 1830 года. «Сказка о царе Салтане…» написана 29 августа 1831 года. «Сказка о рыбаке и рыбке» написана второй болдинской осенью 1833 года. «Сказка о мертвой царевне» закончена тоже в Болдино 4 ноября 1833года, «Сказка о золотом петушке» написана в 1834 году. В основе первых 4 сказок лежат записи Пушкина, в которых он излагает сюжеты народных сказок, услышанных им от Арины Родионовны. «Сказка о мертвой царевне…» основана на седьмой и последней из этих записей. (Учитель читает эту запись).
Цель урока: на примере данной сказки показать особенности литературной сказки, сравнить сказку и записи Пушкина от Арины Родионовны, показать общие черты фольклорной и литературной сказки.
 II. Обсуждение вопросов разноуровневых карточек.
- А сейчас работаем по вопросам карточек.
 Ребята рассуждают по вопросам карточек, сначала анализируют вопросы уровня «3», затем уровня «А» и уровня «Б». Ответы подкрепляют текстом сказки.
III. Итоги урока. Рефлексия.
 - Подведем итоги, выведем оценки по результатам таблицы. Сравните ваши результаты с предполагаемой оценкой.
IY. Домашнее задание.
- Прочитать поэму «Руслан и Людмила».
«Литературная сказка. Художественные особенности «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Текстуальный анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина).
Уровень «3»
1.Дать определение сказки и фантастической литературы. (стр. 53)
2. Любая сказка — это прежде всего столкновение добра со злом. Подчеркните в тексте сказки, кто является олицетворением зла, а кто добра.
3. Расскажите о царевне. Какими чертами поэт ее наделяет? Ее характер в разных сценах? (Подчеркнуть в тексте).
4. Как ведут себя семь богатырей? Подчеркните в тексте эпизоды, подтверждающие поведение богатырей.
5. Расскажите о королевиче Елисее. Что помогло ему разбудить царевну?
Уровень «А»
5. Какую роль играет пес Соколко?
6. Основные мысли сказки.
7. Понаблюдайте над языком сказки. Что заметили?
Уровень «Б»
8. Что общего у фольклорной сказки и у сказки Пушкина?
9.  Выделите фантастическое начало сказки. Какие из этих чудес встречались в фольклоре, а какие придуманы автором?
10. Сопоставьте эту сказку Пушкина и другие его сказки. Что заметили?

 

Судницына Татьяна Андреевна
учитель русского языка и литературы МООШ №4 г. Красновишерска Пермского края
krasna4@mail.ru

Другие новости по теме: