Автор учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Тема урока: «Рассказы о детях». (Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам и текстуальный анализ рассказов В. П. Распутина «Мама куда-то ушла» и Ю. Яковлева «Он убил мою собаку».)
Цели и задачи уроков:
Образовательные: подвести к пониманию проблем рассказов В. П. Распутина «Мама куда-то ушла» и Ю. Яковлева «Он убил мою собаку»: проблемам взаимоотношения детей и взрослых; почувствовать эмоциональную палитру переживаний и чувств героев рассказов.
Развивающие: развивать читательскую компетентность, воображение, внимание к слову, самостоятельность мышления.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, воспитывать чувство любви к животным, умение действовать в трудных ситуациях.
Педагогическая технология: элементы ТИО (технология индивидуального обучения).
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на уроке, обсуждение вопросов по уровням.
Проект урока
| № | Этап урока | время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 
| 1. | Оргмомент.Целеполагание.
 | 2 мин. | Помогает учащимся определить тему урока, знакомит с целями и задачами уроков. | Определяют тему урока, знакомятся с целями и задачами урока. | 
| 2. | Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями и карточками. | 20 мин. | Самостоятельная работа по разноуровневым карточкамОбъясняет ход работы, раздает карточки. Консультирует учащихся, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания.
 | Ставят перед собой цель: достичь той оценки, какую желают получить.Выполняют задания по карточкам, дополнительные задания художественной литературы. Отмечают свои достижения на «карте успеха».
 | 
| 3. | Обсуждение вопросов разноуровневых карточек:Уровень «3», уровень «А», уровень «Б»
 | 20 мин. | Организует диалог с учащимися, особое внимание уделяет работе с текстом. Учит выделять главное, дополняет высказывания ребят интересными заметками. | Работают устно по вопросам разноуровневых карточек. | 
| 4. | Итоги урока. Рефлексия. | 2 мин. | Подводит итоги, анализирует таблицу. | Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом. | 
| 5. | Домашнее задание. | 1 мин. | Дает задание. | Учащиеся берут на дом карточки с разноуровневыми заданиями. Читают другие рассказы В.Распутина, Ю. Яклвлева, А. Масс. | 
Ход урока
I. Оргмомент. Целеполагание. Вступительное слово учителя. Мы начинаем изучать рассказы современных писателей: В. П. Распутина «Мама куда-то ушла» и рассказ Юрия Яковлева «Он убил мою собаку».
- Скажите, пожалуйста, какие произведения мы изучали о взаимоотношениях детей и взрослых?
Тема нашего урока «Рассказы о детях. (Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам и текстуальный анализ рассказов В. П. Распутина «Мама куда-то ушла» и Ю. Яковлева «Он убил мою собаку»).
Сначала вы будете работать самостоятельно, затем — обсуждение вопросов, связанных с жизнью и творчеством этого удивительного писателя, с героями рассказа, с художественными особенностями рассказов.
II. Cамостоятельная работа по разноуровневым карточкам
— А сейчас работаем по карточкам (приложение 1).
Поставьте себе в тетради на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке. На доске таблица, свои результаты вы будете отмечать в ней, ставя против своей фамилии плюсики.
III. Обсуждение вопросов разноуровневых карточек.
— А сейчас работаем по вопросам карточек.
Ребята рассуждают по вопросам карточек, сначала анализируют вопросы уровня «3», затем уровня «А» и уровня «Б». Ответы подкрепляют текстом рассказа.
IY. Итоги урока. Рефлексия.
— Подведем итоги, выведем оценки по результатам таблицы. Сравните ваши результаты с предполагаемой оценкой.
Y. Домашнее задание.
— Доработать разноуровневые задания. Обратить особое внимание на разноуровневые задания части «Б».
Рассказы о детях
(В. Распутин «Мама куда-то ушла», Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»)
Уровень «3»
1. Прочитайте рассказы В. Распутина «Мама куда-то ушла», Ю. Яковлева «Он убил мою собаку»)
2. Докажите, что весь мир для мальчика — это его мать. (Подчеркните в тексте доказательства.)
3. Как писатель нагнетает чувство тоски и одиночества? (Подчеркните в тексте, как стала выглядеть квартира во время маминого отсутствия, каково поведение мальчика, его душевное состояние?)
4. Роль игрушечного зайца?
Уровень «А»
5. Какие мысли автор «спрятал» между строк, а какие высказал прямо? Почему для человека так тяжела первая встреча с одиночеством?
6. Сравните 2 рассказа: В. Распутина и Ю.Яковлева. Каковы отношения между миром детей и взрослых? Какую роль в этих взаимоотношениях играет собака? Нет ли чего-то общего в судьбах собаки и ребенка?
7. Над чем заставляет задуматься рассказ «Он убил собаку»? Какие проблемы ставит автор?
Уровень «Б»
8. Допишите продолжение рассказа «Мама куда-то ушла». ИЛИ Сравните взаимоотношения детей и взрослых в повести «В дурном обществе» и в рассказе «Он убил мою собаку»
 
Судницына Татьяна Андреевна
 учитель русского языка и литературы МООШ №4 г. Красновишерска
 krasna4@mail.ru