Автор учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Тема 1 урока: «»Музыкант» Гофман.» (Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.)
Тема 2 урока: Кто же такой крестный Дроссельмейер?» (Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.)
Тема 3 урока: «Добрая Мари и отважный Щелкунчик» (Текстуальный анализ сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик»)
Цели и задачи уроков:
Образовательные: подвести к пониманию главной мысли сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик»: мир фантазии так же реален, как и обыденный мир, но он гораздо прекраснее и поэтичнее; сказка учит взрослых быть более чуткими к детям, не смеяться над ними, а попытаться проникнуть в тот мир, которым полна душа ребенка.
Развивающие: развивать читательскую компетентность, воображение, внимание к слову, самостоятельность мышления.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, воспитывать чувство прекрасного, сострадания, рыцарское отношение к даме, душевное благородство.
Педагогическая технология: элементы ТИО (технология индивидуального обучения).
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на 1-2 уроках, 3-й урок — обсуждение вопросов по уровням.
Проект 1 урока
№ |
Этап урока
|
время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.
|
Оргмомент.
Целеполагание.
|
2 мин.
|
Помогает учащимся определить тему урока, знакомит с целями и задачами уроков.
|
Определяют тему урока, знакомятся с целями и задачами урока.
|
2.
|
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями и карточками.
|
40 мин.
|
Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам
Объясняет ход работы, раздает карточки. Консультирует учащихся, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания.
|
Ставят перед собой цель: достичь той оценки, какую желают получить.
Выполняют задания по карточкам, дополнительные задания из учебника. Отмечают свои достижения на «карте успеха».
|
3.
|
Итоги урока. Рефлексия.
|
2 мин.
|
Подводит итоги, анализирует таблицу.
|
Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
|
6.
|
Домашнее задание.
|
1 мин.
|
Дает задание.
|
Учащиеся берут на дом карточки с разноуровневыми заданиями.
|
Проект 2 урока
№ |
Этап урока
|
время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.
|
Оргмомент.
Целеполагание.
|
2 мин.
|
Помогает учащимся определить тему урока, знакомит с целями и задачами уроков.
|
Определяют тему урока, знакомятся с целями и задачами урока.
|
2.
|
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями и карточками.
|
40 мин.
|
Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам
Объясняет ход работы, раздает карточки. Консультирует учащихся, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания.
|
Ставят перед собой цель: достичь той оценки, какую желают получить.
Выполняют задания по карточкам, дополнительные задания из учебника. Отмечают свои достижения на «карте успеха».
|
3.
|
Итоги урока. Рефлексия.
|
2 мин.
|
Подводит итоги, анализирует таблицу.
|
Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
|
6.
|
Домашнее задание.
|
1 мин.
|
Дает задание.
|
Учащиеся берут на дом карточки с разноуровневыми заданиями.
|
Проект 3 урока
|
№
|
Этап урока
|
время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.
|
Оргмомент.
Целеполагание.
|
2 мин.
|
Помогает учащимся определить тему урока, знакомит с целями и задачами урока.
|
Определяют тему урока, знакомятся с целями и задачами урока.
|
2.
|
Обсуждение вопросов разноуровневых карточек:
Уровень «3», уровень «А», уровень «Б»
|
40 мин.
|
Организует диалог с учащимися, особое внимание уделяет работе с текстом. Учит выделять главное, дополняет высказывания ребят интересными заметками.
|
Работают устно по вопросам разноуровневых карточек.
|
3.
|
Итоги урока. Рефлексия.
|
1 мин.
|
Подводит итоги, анализирует таблицу.
|
Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
|
6.
|
Домашнее задание.
|
1 мин.
|
Дает задание.
|
Желающие берут на дом карточки с дополнительными заданиями из учебника. Читают другие сказки Гофмана, готовят презентации.
|
Ход 1 урока
Оргмомент. Целеполагание.
Вступительное слово учителя.
Учитель.
Эрнст Теодор Амадей Гофман…Третье имя, Амадей, было присвоено писателем самостоятельно в честь обожаемого им Моцарта. Тема урока «Музыкант Гофман». Почему «музыкант»? Любил музыку, сам сочинил балет и оперу. Основная тема Гофмана — тема взаимоотношения искусства и жизни, основные образы — художник и обыватель. Двоемирие — основная художественная особенность Гофмана. Постараемся это доказать.
1, 2 уроки — самостоятельная работа по разноуровневым карточкам, 3-й урок — обсуждение вопросов, связанных с жизнью и творчеством этого удивительного писателя, с героями сказки, с художественными особенностями сказки «Щелкунчик и мышиный король».
II. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам
— А сейчас работаем по карточкам (приложение 1).
Поставьте себе в тетради на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке. На доске таблица, свои результаты вы будете отмечать в ней, ставя против своей фамилии плюсики.
III. Итоги урока. Рефлексия.
— Подведем итоги, выведем оценки по результатам таблицы. Сравните
ваши результаты с предполагаемой оценкой.
IY. Домашнее задание.
— Доработать разноуровневые задания.
Ход 2 урока
Оргмомент. Целеполагание.
Вступительное слово учителя.
Учитель.
Главная задача данного урока — показать единство двух миров, выдуманного и обыденного, в сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Любимые герои Гофмана живут в так называемом двоемирии. Обыденный мир держит их в плену, но они стараются уйти в иной мир, загадочный, таинственный, волшебный, полный сновидений, грез, мечтаний. Причем этот мир волшебной сказки держит их в плену, он так же реален, как и мир повседневности. По законам двоемирия живут Мари, крестный Дроссельмейер и сам Щелкунчик. Миры так тесно взаимосвязаны, что порой их не различишь. Итак, образ Дроссельмайера…Этот человек необычный. Странное сходство со Щелкунчиком… Сказка о твердом орехе… С какой целью автор включает в текст? На эти вопросы вам придется поразмыслить и ответить.
IIСамостоятельная работа по разноуровневым карточкам
— А сейчас работаем по карточкам (приложение 1).
Поставьте себе в тетради на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке. На доске таблица, свои результаты вы будете отмечать в ней, ставя против своей фамилии плюсики.
III .Итоги урока. Рефлексия.
— Подведем итоги, выведем оценки по результатам таблицы. Сравните
ваши результаты с предполагаемой оценкой.
IY. Домашнее задание.
— Доработать разноуровневые задания.
Ход 3 урока
I .Оргмомент. Целеполагание.
Вступительное слово учителя
Сказка Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» — одно из самых известных произведений писателя. В нем автор преподносит нам уроки добра, понимания, милосердия, мужества и самоотверженности.
Можно сказать, что Гофман учит нас нравственности — тем нормам, которые приняты в обществе и должны определять поведение человека. Так, все мы знаем, что нужно быть добрым, с вниманием и чуткостью относиться друг к друг, помогать своему ближнему в беде, защищать слабых, не лгать, смело бороться за правое дело. Герои «Щелкунчика» именно так и поступают.
Сказка «Щелкунчик и мышиный король», написанная в 1816 году, строится по принципу «рассказ в рассказе», которые соединены двумя персонажами – мастером Дроссельмейером и его племянником, молодым Дроссельмейером из Нюрн-
берга.
II.Обсуждение вопросов разноуровневых карточек
— А сейчас работаем по вопросам карточек (приложение 1).
Ребята рассуждают по вопросам карточек, сначала анализируют вопросы уровня «3», затем уровня «А» и уровня «Б». Ответы подкрепляют текстом романа.
III .Итоги урока. Рефлексия.
— Подведем итоги, выведем оценки по результатам таблицы. Сравните
ваши результаты с предполагаемой оценкой.
IY Домашнее задание.
— Прочитать другие сказки Гофмана.
Уровень "3"
- Прочитайте сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
- Расскажите о «музыканте» Гофмане.
- Какие люди, с точки зрения Гофмана, являются «музыкантами», а какие нет? Что такое двоемирие в представлении Гофмана?
- Докажите, что Мари, крестный Дроссельмейер, сам Щелкунчик живут в так называемом двоемирии.
Уровень "А"
5.Докажите, что именно Дроссельмейер и есть тот самый гофмановский музыкант, которому открыт мир волшебства и фантазии. Подтвердите примерами из текста.
6.Образы Мари и Фрица. Чем они не похожи? Почему чудесные сказочные приключения выпали на долю Мари? Отношение к Дроссельмейеру и Щелкунчику.
7.Образ Щелкунчика. Какие облики он принимает в сказке? Какую роль играет «Сказка о твердом орехе»?
Уровень "Б"
8.Нравственные уроки сказки.
9.Творческая работа на выбор: иллюстрация к сказке, описать кукольное царство, составить описание внешности одного из героев сказки и проверить, узнают ли его одноклассники.
Судницына Татьяна Андреевна
учитель русского языка и литературы МООШ №4
г. Красновишерска Пермского края
krasna4@mail.ru