Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам и текстуальный анализ феерии Мориса Метерлинка «Синяя птица»
Автор учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Цели и задачи уроков:
Образовательные: подвести к пониманию главной мысли феерии Мориса Метерлинка «Синяя птица»: наше внешнее я всегда скрывает и сковывает нашу внутреннюю сущность; почувствовать эмоциональную палитру переживаний и чувств героев феерии.
Развивающие: развивать читательскую компетентность, воображение, внимание к слову, самостоятельность мышления.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, воспитывать чувство любви к родным и близким.
Педагогическая технология: элементы ТИО (технология индивидуального обучения).
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на уроке, обсуждение вопросов по уровням.
Проект урока
№ |
Этап урока
|
время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.
|
Оргмомент.
Целеполагание.
|
2 мин.
|
Помогает учащимся определить тему урока, знакомит с целями и задачами уроков.
|
Определяют тему урока, знакомятся с целями и задачами урока.
|
2.
|
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями и карточками.
|
40 мин.
|
Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам
Объясняет ход работы, раздает карточки. Консультирует учащихся, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания.
|
Ставят перед собой цель: достичь той оценки, какую желают получить.
Выполняют задания по карточкам, дополнительные задания художественной литературы. Отмечают свои достижения на «карте успеха».
|
3.
|
Обсуждение вопросов разноуровневых карточек:
Уровень «3», уровень «А», уровень «Б»
|
40 мин.
|
Организует диалог с учащимися, особое внимание уделяет работе с текстом. Учит выделять главное, дополняет высказывания ребят интересными заметками.
|
Работают устно по вопросам разноуровневых карточек.
|
4.
|
Итоги урока. Рефлексия.
|
2 мин.
|
Подводит итоги, анализирует таблицу.
|
Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
|
5.
|
Домашнее задание.
|
1 мин.
|
Дает задание.
|
Учащиеся берут на дом карточки с разноуровневыми заданиями. Читают следующие главы феерии Мориса Метерлинка «Синяя птица».
|
Ход урока
I. Оргмомент. Целеполагание. Вступительное слово учителя. Мы начинаем изучать феерию Мориса Метерлинка «Синяя птица».
В истории литературы найдется немало имен, которым перо принесло высокие почести и титулы. Граф Метерлинк — среди них. На литературные заработки он построил замки и дворцы. Пьесы Метерлинка шли на сценах лучших театров Европы и Америки. Родина Метерлинка — Бельгия. По происхождению Метерлинк — фламандец, родился в старинном городе Генте в зажиточной семье. Образование получил в колледже, в университете. С детства влекло искусство. Всю жизнь любил сказку, по-детски относился к миру. Первые произведения — пьесы «Принцесса Мален», «Непрошеная», «Слепые». Пьесы очень тревожные. Театр Метерлинка называли театром масок, смерти. Но мировосприятие Метерлинка было жизнерадостным. Вершина творчества — пьеса «Синяя птица». Тема нашего урока «В каждом предмете есть своя душа». Сначала вы будете работать самостоятельно, затем — обсуждение вопросов, связанных с жизнью и творчеством этого удивительного писателя, с героями рассказа, с художественными особенностями рассказа «Впряга».
II. Cамостоятельная работа по разноуровневым карточкам
— А сейчас работаем по карточкам (приложение 1).
Поставьте себе в тетради на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке. На доске таблица, свои результаты вы будете отмечать в ней, ставя против своей фамилии плюсики.
III. Обсуждение вопросов разноуровневых карточек.
— А сейчас работаем по вопросам карточек.
Ребята рассуждают по вопросам карточек, сначала анализируют вопросы уровня «3», затем уровня «А» и уровня «Б». Ответы подкрепляют текстом рассказа.
IY .Итоги урока. Рефлексия.
— Подведем итоги, выведем оценки по результатам таблицы. Сравните ваши результаты с предполагаемой оценкой.
Y. Домашнее задание.
— Доработать разноуровневые задания. Обратить особое внимание на разноуровневые задания части «Б».
«В каждом предмете есть своя душа». (Анализ феерии Мориса Метерлинка «Синяя птица».)
Уровень «3»
1. Прочитайте феерию (1-2 действия) Мориса Метерлинка «Синяя птица». Какие настроения, какие чувства вызвала феерия?
2. Расскажите о личности Мориса Метерлинка.
3. История создания феерии «Синяя птица».
4. Найдите в тексте особенности души каждого действующего лица и подчеркните. Чем они необычны? Расскажите о душах.
Уровень «А»
5. Чем необычна афиша, названия действующих лиц?
6. Выпишите слова феи о том, что нужно видеть то, что не на виду. Как вы это понимаете?
7. Почему души разделились на врагов и друзей Тильтиля?
Уровень «Б»
8. Написать сочинение «Души предметов, живущих вокруг нас».
9. Решить тест.
Тест (для 6-классников)
- Фольклор — это:
а) устное народное творчество;
б) наука о художественной литературе;
в) литературное наследие писателей.
- Пословицы — это:
а) краткое изречение, вывод;
б) краткое изречение, намек.
- События, изображенные в сказке — это:
а) реальные;
б) фантастические, невероятные.
- Эпос, лирика, драма — это
а) роды литературы
б) жанры литературы
- Кто написал книгу “Спящая царевна”?
а) А.С. Пушкин;
б) В.А. Жуковский;
в) Ш. Перро.
- Г. К. Андерсен — это: а) русский писатель;
б) английский писатель;
в) датский писатель.
- Кто автор приведенных ниже строчек и как называется произведение? К какому жанру оно принадлежит?
“Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдет,
и выйдет из него не дело, только мука.”
а) басня
б) элегия
- Назовите дату и год рождения А.С. Пушкина.
а) 1821, 14 октября;
б) 1799, 6 июня;
в) 1837, 10 января.
9. В каком городе родился А.С. Пушкин?
а) с.Болдино;
б) г. Москва;
в) Санкт-Петербург.
- Какому историческому событию посвятил М.Ю.
- Лермонтов стихотворение “Бородино”?
- а) Бородинскому сражению
- б) Шенграбенскому сражению
- в) битве под Моской
- Кто написал “Страшный рассказ”?
а) Л.Н. Толстой;
б) Н.А. Некрасов
в) А.П. Чехов.
- Как вы понимаете литературные термины:
метафора — это: а) преувеличение;
б) краткое изречение;
в) переносное значение слова.
- Аллегория — это:
а) насмешка, осмеяние;
б) иносказание;
в) послесловие.
- Эпитет — это:
а) слово, определяющее предмет;
б) уподобление неживого предмета живому существу;
в) преувеличение.
1 |
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать презентацию к урокуmotis_meterlink.zip [364.28 Kb]
Судницына Татьяна Андреевна
учитель русского языка и литературы МООШ № 4
г. Красновишерска Пермского края
krasna4@mail.ru