Цели: познакомить с творчеством Александра Павловича Чехова (старший брат А.П. Чехова) и раскрыть проблему двуличия в рассказе «Слезы крокодила»; развивать умение анализировать поступки героев; воспитывать самостоятельность, умение отстаивать свое мнение.
Оборудование: разноуровневые карточки, тексты, ноутбуки, интернет по возможности.
Проект урока
№ этапа
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг.момент и целеполагание
|
2
мин.
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставят себе цель выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2
|
Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками
|
20 мин.
|
Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Беседа по вопросам
|
20 мин.
|
Организует беседу, сталкивает мнения детей
|
Участвуют в диспуте, отстаивают свою точку зрения
|
4
|
Рефлексия
|
2
мин.
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
|
5
|
Индивидуальное дом.задание
|
1
мин.
|
Почитайте другие рассказы Ал. Чехова.
|
Желающие записывают задание
|
Стенограмма:
1.Орг.момент, целеполагание:
У.: Сегодня я предлагаю вам для знакомства рассказ под названием «Слезы крокодила». Автор рассказа — А.П. Чехов. Вот только не Антон, а Александр. Это старший брат классика.
Его творчество не так популярно в силу многих обстоятельств, но от этого не становится менее значительным. Это достойный литературный аргумент для написания рецензии (ЕГЭ по русскому языку, часть С). Работаем с разноуровневыми карточками. Первый уровень А («3») предполагает ответы на вопросы по содержанию. Уровень В («4») — ответы на вопросы аналитического и синтетического характера. Уровень С («5») — творческое задание. Поставьте на полях ту отметку, которую хотите получить. В конце урока сравним.
2. Самостоятельная работа по вопросам.
Уровень А.
1) Назовите героев рассказа «Слезы крокодила».
2) О чем рассуждает центральный герой?
3) Какие формы (виды) речи представлены в рассказе?
Уровень В.
4) Почему автор использует разные виды речи?
5) Какие ассоциации вызывает имя главного героя?
6) С каким фразеологизмом ассоциируется название рассказа? Почему автор изменил расхожее выражение?
7) Какие эпитеты можно подобрать к образу главного героя? Встречали ли вы таких людей?
8) Сравните Иудина и старуху процентщицу из романа «Преступление и наказание». Кто, на ваш взгляд, хуже?
Уровень С.
9) Представьте, что вам дано задание написать словарную статью. Редактор просит написать статью, объясняющую понятия «двуличие» и «лицемерие».
3. Беседа по вопросам.
4. Рефлексия.
У.: Страница по объему, а смысла на несколько томов — это, на мой взгляд, достойная характеристика для рассказа Ал.Чехова. Надеюсь, что вы многое вынесли из сегодняшнего урока. Не бываем ли и мы сами порой такими вот «иудиными»?
5. Индивидуальное домашнее задание.
У.: Я предлагаю вам самостоятельно познакомиться с другими рассказами Ал. Чехова.
СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА
Небо заволокло тучами. Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин.
"Ну что такое наша жизнь? — рассуждал он в унисон с плачущим небом. — Что она такое? Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... На что она нам дана? Для чего? Ведь не для печалей же бог создал мир! А выходит наоборот. Слез больше, чем смеха...
Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.
"Н-да, — продолжал он задумчиво, — в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич. А для чего, спрашивается, для чего?"
Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.
"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. Вот, например, идет богатая похоронная процессия. Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. Факельщики важно выступают с фонарями. На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? Пригрел ли бедняка? Конечно, нет... Мишура!.."
- Что вам, Семен Иваныч?
- Да вот затрудняюсь оценить костюм. По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит — детишки больны, лечить надо.
- И шесть много. Больше пяти не давайте. Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен... "Нда-с, так вот она — жизнь. А за катафалком тянется сосновый гроб. Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? Конечно, нет..." Что там еще?
- Шубку старуха принесла... Сколько дать?
- Мех заячий... Ничего, крепка, рублей пять стоит. Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..." Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался.
Приложение. Ал. П. Чехов «СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА»
Небо заволокло тучами. Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин.
"Ну что такое наша жизнь? — рассуждал он в унисон с плачущим небом. — Что она такое? Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... На что она нам дана? Для чего? Ведь не для печалей же бог создал мир! А выходит наоборот. Слез больше, чем смеха...
Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.
"Н-да, — продолжал он задумчиво, — в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич. А для чего, спрашивается, для чего?"
Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.
"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. Вот, например, идет богатая похоронная процессия. Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. Факельщики важно выступают с фонарями. На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? Пригрел ли бедняка? Конечно, нет... Мишура!.."
- Что вам, Семен Иваныч?
- Да вот затрудняюсь оценить костюм. По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит — детишки больны, лечить надо.
- И шесть много. Больше пяти не давайте. Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен... "Нда-с, так вот она — жизнь. А за катафалком тянется сосновый гроб. Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? Конечно, нет..." Что там еще?
- Шубку старуха принесла... Сколько дать?
- Мех заячий... Ничего, крепка, рублей пять стоит. Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..." Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался.
Уровень А.
1) Назовите героев рассказа «Слезы крокодила».
2) О чем рассуждает центральный герой?
3) Какие формы (виды) речи представлены в рассказе?
Уровень В.
4) Почему автор использует разные виды речи?
5) Какие ассоциации вызывает имя главного героя?
6) С каким фразеологизмом ассоциируется название рассказа? Почему автор изменил расхожее выражение?
7) Какие эпитеты можно подобрать к образу главного героя? Встречали ли вы таких людей?
8) Сравните Иудина и старуху процентщицу из романа «Преступление и наказание». Кто, на ваш взгляд, хуже?
Уровень С.
9) Представьте, что вам дано задание написать словарную статью для словаря. Статья должна объяснить понятия «двуличие» и «лицемерие».
Зарипова Резеда Рассамовна,
учитель русского языка и литературы, г. Казань
rezeda_zaripova2@mail.ru