О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 7 класс » Салтыков-Щедрин » Сатирическое изображение героев в повести «Как один мужик двух генералов прокормил


Цель урока: Выяснить, кто в сказке является объектом сатиры и почему?

Оборудование: карточки с вопросами

 

Проект урока


№ этапа

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент и целеполагание

2

Знакомит с темой урока и целью

Ставят себе цель
ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок

2

Самостоятельная работа с текстом.
Работа по разноуровневым карточкам

20

Наблюдает за выполнением заданий, проверяет правильность их выполнения

Выполняют задания

3

Беседа по вопросам

20

Задает вопросы

Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения.

4

Рефлексия

2

Подводит итог урока

Сравнивают желаемую оценку с реальной

5

Домашнее задание

1

Задает д/з

Записывают д/з

 

I. Организационный момент и целеполагание.
У.- Сегодня мы с вами посвятим наш урок изучению творчества Салтыкова-Щедрина и остановимся на сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Цель нашего урока: выяснить, кто в сказке является объектом сатиры и почему?
Вы сегодня будете самостоятельно отвечать на вопросы по сказке. Все вопросы и задания разделены на три группы: уровень А, В, С. Уровень А — «удовлетворительно»; А и В — «хорошо»; А, В,С — «отлично». Определите для себя цель, какую оценку хотите получить на уроке.
II. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.

Уровень А

  1. В любой сказке мы можем найти сказочные выражения, например, «Жили-были…» Чтобы доказать, что данное произведение относится к жанру сказки, найдите в тексте эти сказочные выражения (аккуратно подчеркнуть карандашом в учебнике).
  2. Что в «Повести..» не вписывается в сказочный сюжет? Т. е не является сказочным (аккуратно подчеркнуть карандашом в учебнике).
  3.  В чем особенность текстов в газете, найденной генералами?

 ( ответить письменно на вопрос)

  1.  Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?  

( ответить письменно на вопрос)

Уровень В

  1. Почему местом действия выбран необитаемый остров?
  2. Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

 3. Заполнить таблицу (аккуратно заполнить карандашом; можно небольшие цитаты или своими словами)

Сравнительно — сопоставительная характеристика
  генерал мужик

Внешний облик

 

 

Отношение к труду

 

 

Умственные способности

 

 

Отношение к другим людям

 

 

Уровень С 
 ( ответить письменно на вопросы)
1. Кто из героев и почему любит и ценит себя?
2. Кто из героев и почему заслуживает уважения?
3.Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

Вопросы для обдумывания

1..Что высмеивает сатирик в мужике? Какой это смех — веселый, грустный, злой? Аргументируйте свой ответ?
1..Каково значение сказки? Против чего протестует автор?
III. Подведение итогов по беседе
У: Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их работать на себя.
М. Е. Салтыков Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушие, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России.
Писатель осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение.
IV.Рефлексия
Скажите, достигли ли вы той цели, что поставили для себя в начале урока? Проанализируем карту достижений. (Видим, что есть к чему ещё стремиться: внимательнее читать текст, сравнивать).
V. Домашнее задание
У.: Составить подробный цитатный план сказки

 

Селянинова Галина Ивановна
МАОУ «Рябининская СОШ»
Selyaninova2011@mail.ru

Другие новости по теме: