Цели урока :
1. Знакомить с жизнью основных сословий России во второй половине XV — начале XVI вв.
2. Развивать умения понимать, анализировать, делать выводы.
3. Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа
Оборудование:
1) учебник: Данилов А.А. История. Государство и народы России: 6 кл.: Учеб.общеобразоват.учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. — М.: Просвещение, 2007., п.24;
2) карточки с вопросами.
Ход урока
I. Орг.момент. Целеполагание.
Учитель: Мы продолжаем изучение раздела «Формирование единого государства и его укрепление». Нам предстоит знакомство с темой «Народ России во второй половине XV — начале XVI вв.» Это очень интересный период в истории России. В ходе работы над темой мы выясним, какие сословия формировались в данный период, узнаем что такой «Судебник». Поставьте перед собой цель, которую хотите достичь на уроке. Работать будем по карточкам трех уровней: А, Б, В. На это вам дается 20 минут. Карта достижений поможет фиксировать ваши достижения. (Ученики ставят перед собой цель разобраться в вопросах и приступают к выполнению).
№
|
Фамилия, имя ученика
|
А
|
Б
|
В
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
II. Работа с разноуровневыми карточками.
А.
1. Как жили князья и бояре в Московском государстве?
2. Жизнь помещиков в Московском государстве.
3. Как влияет на жизнь крестьян объединение Московского государства?
4. Что рассматривается в «Судебнике» 1497 года?
Б.
5. Причины возникновения казаков и их жизнь.
6. Как жили купцы, которые проживали в городах?
7. Кто такие Сурожские купцы?
В
8. Выполните задание, данное на странице 240.
III. Самостоятельная работа учащихся.
IV. Связные ответы детей и дополнения к ним.
V. Рефлексия.
Учитель: Мы выяснили, что во второй половине XV — начале XVI вв. в России жили такие сословия, как князья, бояре, помещики, купцы, казаки, крестьяне и пришли к выводу, что у каждого сословия были свои особенности. Мы также узнали, что в 1497 году появился «Судебник». Скажите, а достигли ли вы той цели, что поставили для себя в начале урока? Проанализируем карту достижений. (В классе 20 человека, из них уровня В достигли 7 человек, уровня Б — 11, уровня А — 2 человек). Видим, что есть к чему еще стремиться: вдумчиво читать текст параграфа, уметь выделять главную мысль.
VI. Индивидуальное домашнее задание
Учитель: Желающие могут выполнить следующее задание: представьте себе, что вы журналист. Опишите жизнь одного из сословий этого периода (желающие записывают задание).
№ п/п
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Организационный момент.
Целеполагание.
|
1 минута
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2.
|
Работа с разноуровневыми карточками.
|
20 минут
|
Раздает вопросы, объясняет
|
Отвечают на вопросы.
|
3.
|
Беседа по вопросам.
|
20 минут
|
Организация дискуссии
|
Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения.
|
4.
|
Рефлексия.
|
3 минуты
|
Подводит итог беседе, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
|
5.
|
Индивидуальное домашнее задание
|
1 минута
|
Задание: «Описать жизнь одного из сословий этого периода
|
Желающие записывают задание
|
Магсумзянова Чулпан Ильсуровна Гимназия № 2 Казань