Автор учебника: учебник История России конец XVI-XVIII век под ред. А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной.
Формат урока:
Предмет: Истории России (история нового времени), 7 класс
Форма организации работы учащихся: индивидуальная работа
Технология: ТИО с использованием ИКТ
Цели урока:
- Дать характеристику восстания под предводительством Е.И. Пугачева, выявив его причины, особенности, направленность, ход, состав участников и их цели, причины поражения восстания, значение событий. Охарактеризовать лидера народного восстания Е.И. Пугачёва.
- Продолжить формирование умений строить монологическое высказывание, анализировать исторические документы, обобщать и делать выводы.
- Воспитывать уважение к прошлому России, богатому на события яркие и неоднозначные, к многонациональному народу Российской империи.
Оборудование и материалы:
§ 25, страницы 178-184 (учебник История России конец XVI-XVIII век под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Карточки с заданиями.
Документ «Манифест Пугачева к….».
Портрет Е.И. Пугачёва. Неизвестный художник XVIII века.
Портреты: Екатерина II, Пётр III.
Ход урока:
№ п/п |
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Организационный момент.
Целеполагание.
|
1 минута
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2.
|
Работа с разноуровневыми карточками.
|
20 минут
|
Раздает вопросы, объясняет
|
Отвечают на вопросы.
|
3.
|
Беседа по вопросам.
|
20 минут
|
Организация дискуссии
|
Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения.
|
4.
|
Рефлексия.
|
3 минуты
|
Подводит итог беседе, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
|
5.
|
Индивидуальное домашнее задание
|
1 минута
|
Задание:
|
Запись домашнего задания
|
I. Оргмомент. Целеполагание
Учитель обращает внимание на то, что эпоха, названная «золотым веком русского дворянства», характеризуется расширением дворянских привилегий и ухудшением положения крестьянства. И в этих условиях в 1773 году на одном из постоялых дворов близ реки Яик объявился «чудом воскресший» император Петр III.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва». Историки по-разному называют это событие. Одни называют «восстание», другие — «бунт», третьи — «крестьянская война». Мы будем придерживаться понятия «крестьянская война». Мы ведем сегодня разговор о восстании под предводительством Емельяна Пугачева. И как у любого народного выступления у него были свои причины и свой ход ведения борьбы.
Поставьте перед собой цель, которую хотите достичь на уроке. Работать будем по карточкам трёх уровней: А, Б, В. Карта достижений поможет фиксировать ваши достижения.
Я хотел (а) бы заработать отметку _____________________________.
II. Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками.
Уровень А
1. Назовите причины народного восстания эпохи Екатерины II?
А) Главной причиной крестьянского восстания стало ужесточение крепостного права.
Б) Тяжелым было положение работных людей на мануфактурах.
В) Важнейшим источником доходов в государстве стал быстрый рост налогового бремени, который лег на плечи крестьян.
2. Екатерина II, Петр III, Емельян Пугачёв ... Подумайте, какова связь между этими людьми? Какие черты характера Пугачева привлекали к нему людей? (Учащиеся дают характеристику Пугачева, выделяя его лидерские качества — организаторские способности, умение повести за собой людей, смелость, отвагу, энергию, ум, природную сметку, хорошие военные навыки, предприимчивость, могучую волю.)
Уровень В
Масштаб восстания. Состав участников, их цели
А) Какие районы охватило восстание? ( Местом восстания стала обширная территория между Уралом и Поволжьем)
Б) Какая группа населения примкнула к восстанию впервые?
( крепостные крестьяне, казаки, горнозаводские рабочие, угнетаемые народы Поволжья и др.)
В) Что обещал Е.Пугачев в своих манифестах? (Ликвидацию крепостного права, подушной подати и рекрутской повинности, наделение крестьян землей и правами, уничтожение дворянства.)
Г) Что необычного было в организации восстания Е. Пугачева?
Д) Могли ли восставшие победить? Почему? (Восстание охватило огромную территорию; в восстании участвовали широкие массы населения Российской империи; достаточно четкая и более высокая организация восставших).
Уровень С
1. Все восстания в XVII и XVIII веках заканчивались поражением. Даёт ли это основание говорить об их бесполезности?
2. Как развивались бы события в России в случае успеха войны Е. Пугачёва?
Рефлексия
Учитель: Итак, восстание под предводительством Емельяна Пугачева вполне могло закончиться победой восставших.
По сравнению с предшествующими народными выступлениями восставшие смогли выдвинуть идею борьбы с крепостничеством и целым сословием — дворянством. Это было первое крупное совместное выступление не только крестьян, но и также работных людей и др.
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение: «Как развивались бы события в России, в случае успеха Е. Пугачёва?»
МБОУ «Татарская гимназия № 17»
Учитель истории Кинзябулатова Г. Р.
gulinaz@oochta.ru