УМК «Русский язык» С. И. Львова, В. В. Львов
Урок 4
Цель урока:
1) повторить и обобщить сведения о русской орфографии как системе правил; 2) потренировать в применении правила единообразного написания морфем;
3) повторить и систематизировать правила написания гласных в корне слова.
Стандарт на выходе: иметь представление об орфографии как о системе правил, обладать орфографической зоркостью.
Оборудование: материал для самостоятельной работы учащихся (из учебника), лист самооценки.
Проект урока:
№ |
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1
|
Организация урока
Целеполагание
|
2 мин
|
Знакомит с темой урока, целями и задачами:
На «3» №15
На «4» №17
На «5» №18
|
Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата
|
2
|
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями
|
30 мин
|
Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения.
|
Работа с упражнениями.
|
3
|
Беседа по вопросам
|
5 мин
|
Проверка выполненной работы.
|
Участие в беседе, обмен мнениями.
|
4
|
Рефлексия
|
2 мин
|
Подведение итога работы
|
Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом
|
5
|
Домашнее задание
|
1 мин
|
Отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
|
Записать домашнее задание и выполнить его
|
Стенограмма урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы знакомимся с темой «Орфография как раздел правописания». Цель нашего урока:
1) повторить и обобщить сведения о русской орфографии как системе правил;
2) потренировать в применении правила единообразного написания морфем;
3) повторить и систематизировать правила написания гласных в корне слова.
Вам предстоит самостоятельная работа по теме урока: выберите задание на ту оценку, которую хотите получить:
- На «3» №15 стр.11;
- На «4» №15 стр.11 + №17 стр.12;
- На «5» №15 стр.11 + №17 стр.12 + №20 стр.13;
Но прежде чем начнётся самостоятельная работа, мы напишем словарный диктант. Дома вы выполняли д./з. №14. Давайте проверим, как вы поработали.
После окончания работы обменяйтесь тетрадями и проверьте написанное.
2. Самостоятельная работа.
Задание упражнения |
Деятельность учащихся
|
Помощь учителя (если есть запрос ребёнка)
|
Ожидаемый результат
|
Уровень А : На «3» №15
|
1. Прочитайте эпиграф. Объясните, как вы понимаете его смысл.
|
1.Дети раскрывают смысл фразы
|
Образец: Я прочитал высказывание М.М.Разумовской, смысл эпиграфа понял так: … …
(Человек, обладающий культурой общения, никогда не заставит своего адресата испытать неприятные чувства при прочтении неграмотно оформленных высказываний.)
|
Ученик дал обоснованный ответ на поставленный вопрос
(подготовка к ГИА, часть С 2.2, К1)
|
2. Используя схему, докажите, что русская орфография — это система правил правописания.
|
2. Дети подбирают доказательства и примеры.
|
Русская орфография — это система правил правописания.
Во-первых, она состоит из разделов: 1) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; 2) употребление прописных и строчных букв; 3) перенос части слова с одной строки на другую;
4) правописание морфем.
Во-вторых, каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами — закономерностями, лежащими в основе орфографической системы. Принципы орфографии — это общие основания для написания слов и морфем.
Итак, русская орфография — это система правил правописания.
|
Ученик
привёл аргументы ( подготовка к ГИА, часть С 2.2, К2 подготовка к ЕГЭ, часть С, К4)
|
Уровень В
На «4» № + №17
|
1. Спишите примеры, вставляя вместо многоточия проверочные слова.
2. Продолжите запись, используя в качестве проверочных следующие слова: узнать, встряска, колет, речка.
|
Дети списывают примеры, вставляя вместо многоточия проверочные слова.
|
- Стирка — выстиранные джинсы.
- Тянется — растянуться вдоль дороги.
- Лепка — вылепленный из дерева.
- Дар — подарить аудиокассету.
- Замолк — внезапно замолчать.
- Свет — дневное освещение.
- Драма — драматические события.
- Узнать — узнавать первым.
- Встряска — встряхнуть коврик.
- Колет — расколоть дрова.
- Речка — речной порт.
|
Ученик списал примеры, вставляя вместо многоточия проверочные слова.
Ученик продолжил запись, используя в качестве проверочных следующие слова.
|
Уровень С
На «5» + №20 стр.13
|
|
1.Выразительно прочитайте стихотворные строки. Какая картина рисуется в вашем воображении?
2. Спишите, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Какие виды орфограмм в корне встретились вам в этом тексте?
3. Объясните лексическое значение выделенного слова. Проверьте свой ответ по толковому словарику.
4. Докажите, что текст насыщен свистящими и шипящими звуками. Что они помогают « услышать»? Как называется такой прием?
|
1.Дети описывают картину
2. Дети списывают текст, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Отвечают на вопрос.
3. Дети объясняют лексическое значение выделенного слова.
4. Дети подбирают доказательства и примеры.
|
Уж небо осЕнью дышало,
Уж реже солнышко блИстало,
КОроче стАновился день,
ЛЕсов тАинственная сень
С пЕчальным шумом
обнАжалась…
(А.Пушкин)
1.ОсЕнью – осЕнний, кОроче – кОротко, стАновился – стАнет, лЕсов – лЕс, тАинственная – тАйна, обнАжалась – нАг – проверяемые корни;
2. блИстало – блЕщет – корни с чередованием;
3. пЕчальным –непроверяемые корни;
Значение слова СЕНЬ по Ефремовой:
Сень — 1. Лиственный покров деревьев.
2. Место (какое-л. или где-л.).
Значение слова СЕНЬ по Ожегову:
Сень — то, что покрывает, укрывает кого/что-нибудь
СЕНЬ в Энциклопедическом словаре:
Сень — в архитектуре — шатер, навес на столбах или колоннах, возводящийся над алтарем, троном, колодцем или завершающий башню.
Текст насыщен свистящими и шипящими звуками.
Во-первых, в строке « Уж реже солнышко блистало повторяются шипящие звуки Ж,Ш.
Во-вторых, в строке «С печальным шумом обнажалась…» тоже есть шипящие звуки Ч,Ж,Ш. Они помогают « услышать» звуки природы.
Итак, поэт создаёт образы путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.). Такой приём называется звукописью.
|
1. Ученик описал картину.
2. Ученик списал текст, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Ответил на вопрос: «Какие виды орфограмм в корне встретились вам в этом тексте?»
3. Ученик объяснил лексическое значение выделенного слова.
4. Ученик дал обоснованный ответ на поставленный вопрос
(подготовка к ГИА, часть С 2.2, К1)
|
3. Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учителя на вопросы учащихся.
4. Рефлексия: запись на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -)
- Я дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в упр. №…,
- выразил свое мнение,
- привёл аргументы по тексту,
- смог потренироваться в применении правила единообразного написания морфем;
- смог повторить и систематизировать правила написания гласных в корне слова.
У: Достигли мы поставленной цели? Оцените свою работу. Какие оценки вы получили?
5. Домашнее задание: отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
Раздаточный материал
1. Прежде чем начнётся самостоятельная работа, мы напишем словарный диктант(№14).
2. После окончания работы обменяйтесь тетрадями и проверьте написанное.
3. Самостоятельная работа:
На «3» №15
|
1.
Прочитайте
эпиграф.
Объясните,
как вы
понимаете его
смысл.
|
Я прочитал высказывание М.М.Разумовской, смысл эпиграфа понял так:
|
Я дал обоснованный ответ на поставленный вопрос
|
2. Используя
схему,
докажите, что
русская
орфография -
это система
правил
правописания.
|
Русская орфография — это система правил правописания.
Во-первых,
…
Во-вторых, …
Итак, русская орфография — это система правил правописания.
|
Я доказал, что русская орфография — это система правил правописания, привёл аргументы
|
На «4» № + №17
|
1. Спишите примеры, вставляя вместо многоточия проверочные слова.
2. Продолжите запись, используя в качестве проверочных следующие слова: узнать, встряска, колет, речка.
|
- … — выст_ранные джинсы.
- … — раст_нуться вдоль дороги.
- … — выл_пленный из дерева.
- … — под_рить аудиокассету.
- … — внезапно зам_лчать.
- … — дневное осв_щение.
- … — др_матические события.
- … — узн_вать первым.
- … — встр_хнуть коврик.
- … — раск_лоть дрова.
- … — р_чной порт.
|
Я списал примеры, вставляя вместо многоточия проверочные слова,
продолжил запись, используя в качестве проверочных следующие слова.
|
На «5» + №20 стр.13
|
1.Выразительно прочитайте стихотворные строки. Какая картина рисуется в вашем воображении?
2. Спишите, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Какие виды орфограмм в корне встретились вам в этом тексте?
3. Объясните лексическое значение выделенного слова. Проверьте свой ответ по толковому словарику.
4. Докажите, что текст насыщен свистящими и шипящими звуками. Что они помогают « услышать»? Как называется такой прием?
|
В моём воображении рисуется такая картина:
Уж небо ос…нью дышало,
Уж реже солнышко бл…стало,
К…роче ст…новился день,
Л…сов т…инственная сень
С п…чальным шумом
обн…жалась…
(А.Пушкин)
Текст насыщен свистящими и шипящими звуками.
Во-первых, в строке «_____________________________________________»повторяются шипящие звуки Ж,Ш.
Во-вторых, в строке «_____________________________________________»тоже есть шипящие звуки Ч,Ж,Ш.
Они помогают « услышать» _______________________________________________
Итак, поэт создаёт образы путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.). Такой приём называется ___________________.
|
Я описал картину.
Я списал текст, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Ответил на вопрос: «Какие виды орфограмм в корне встретились вам в этом тексте?», объяснил лексическое значение выделенного слова, дал обоснованный ответ на поставленный вопрос
|
4. Рефлексия: запись на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -) Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.
5. Домашнее задание: отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
Использованная литература:
Скачать презентацию к уроку orfografia.zip [873.64 Kb]
Владимирова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Гимназия «Новоскул»
Великий Новгород.
vladimira10@yandex.ru
|