О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 6 класс » Орфография как раздел правописания » Орфография как раздел правописания


УМК «Русский язык» С. И. Львова, В. В. Львов 

Урок 4

Цель урока:

1) повторить и обобщить сведения о русской орфографии как системе правил; 2) потренировать в применении правила единообразного написания морфем;

3) повторить и систематизировать правила написания гласных в корне слова.

Стандарт на выходе: иметь представление об орфографии как о системе правил, обладать орфографической зоркостью.

Оборудование: материал для самостоятельной работы учащихся (из учебника), лист самооценки.

Проект урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация урока
Целеполагание

2 мин

Знакомит с темой урока, целями и задачами:
На «3» №15
На «4» №17
На «5» №18

Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата

2

Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями

30 мин

Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения.

Работа с упражнениями.

3

Беседа по вопросам

5 мин

Проверка выполненной работы.

Участие в беседе, обмен мнениями.

4

Рефлексия

2 мин

Подведение итога работы

Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом

5

Домашнее задание

1 мин

Отредактировать, проверить выполненную в классе работу.

Записать домашнее задание и выполнить его

Стенограмма урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы знакомимся с темой «Орфография как раздел правописания». Цель нашего урока:
1) повторить и обобщить сведения о русской орфографии как системе правил;
2) потренировать в применении правила единообразного написания морфем;
3) повторить и систематизировать правила написания гласных в корне слова.

Вам предстоит самостоятельная работа по теме урока: выберите задание на ту оценку, которую хотите получить:

  • На «3» №15 стр.11;
  • На «4» №15 стр.11 + №17 стр.12;
  • На «5» №15 стр.11 + №17 стр.12 + №20 стр.13;

Но прежде чем начнётся самостоятельная работа, мы напишем словарный диктант. Дома вы выполняли д./з. №14. Давайте проверим, как вы поработали.

После окончания работы обменяйтесь тетрадями и проверьте написанное.

2. Самостоятельная работа.

Задание упражнения

Деятельность учащихся

Помощь учителя (если есть запрос ребёнка)

Ожидаемый результат

Уровень А : На «3» №15

1. Прочитайте эпиграф. Объясните, как вы понимаете его смысл.

 

 

1.Дети раскрывают смысл фразы

Образец: Я прочитал высказывание М.М.Разумовской, смысл эпиграфа понял так: … …

 (Человек, обладающий культурой общения, никогда не заставит своего адресата испытать неприятные чувства при прочтении неграмотно оформленных высказываний.) 

Ученик дал обоснованный ответ на поставленный вопрос
(подготовка к ГИА, часть С 2.2, К1) 

2. Используя схему, докажите, что русская орфография — это система правил правописания.

 2. Дети подбирают доказательства и примеры.

Русская орфография — это система правил правописания.
Во-первых, она состоит из разделов: 1) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; 2) употребление прописных и строчных букв; 3) перенос части слова с одной строки на другую;
4) правописание морфем.
Во-вторых, каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами — закономерностями, лежащими в основе орфографической системы. Принципы орфографии — это общие основания для написания слов и морфем.
Итак, русская орфография — это система правил правописания.

Ученик
привёл аргументы ( подготовка к ГИА, часть С 2.2, К2 подготовка к ЕГЭ, часть С, К4)

Уровень В
На «4» № + №17

1. Спишите примеры, вставляя вместо многоточия проверочные слова.

 

 

 

2. Продолжите запись, используя в качестве проверочных следующие слова: узнать, встряска, колет, речка.

 Дети списывают примеры, вставляя вместо многоточия проверочные слова.

  • Стирка  — выстиранные джинсы.
  • Тянется  — растянуться вдоль дороги.
  • Лепка  — вылепленный из дерева.
  • Дар  — подарить аудиокассету.
  • Замолк  — внезапно замолчать.
  • Свет  — дневное освещение.
  • Драма  — драматические события.
  • Узнать  — узнавать первым.
  • Встряска  — встряхнуть коврик.
  • Колет  — расколоть дрова.
  • Речка  — речной порт.

 

Ученик списал примеры, вставляя вместо многоточия проверочные слова.

 

 

 

Ученик продолжил запись, используя в качестве проверочных следующие слова.

Уровень С
На «5» + №20 стр.13

 

1.Выразительно прочитайте стихотворные строки. Какая картина рисуется в вашем воображении?
2. Спишите, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Какие виды орфограмм в корне встретились вам в этом тексте?

 

 

3. Объясните лексическое значение выделенного слова. Проверьте свой ответ по толковому словарику.

 

4. Докажите, что текст насыщен свистящими и шипящими звуками. Что они помогают « услышать»? Как называется такой прием?

1.Дети описывают картину

 

 

 

2. Дети списывают текст, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Отвечают на вопрос.

 

3. Дети объясняют лексическое значение выделенного слова. 

 

 

 

 

4. Дети подбирают доказательства и примеры.

 

 

 

Уж небо осЕнью дышало,
Уж реже солнышко блИстало,
КОроче стАновился день,
ЛЕсов тАинственная сень
С пЕчальным шумом
обнАжалась…
(А.Пушкин)
1.ОсЕнью осЕнний, кОроче кОротко, стАновился стАнет, лЕсов лЕс, тАинственная тАйна, обнАжалась нАг – проверяемые корни;
2. блИстало блЕщет – корни с чередованием;
3. пЕчальным –непроверяемые корни;

 

Значение слова СЕНЬ по Ефремовой:
Сень — 1. Лиственный покров деревьев.
2. Место (какое-л. или где-л.).
Значение слова СЕНЬ по Ожегову:
Сень — то, что покрывает, укрывает кого/что-нибудь
СЕНЬ в Энциклопедическом словаре:
Сень — в архитектуре — шатер, навес на столбах или колоннах, возводящийся над алтарем, троном, колодцем или завершающий башню.

Текст насыщен свистящими и шипящими звуками.
Во-первых, в строке « Уж реже солнышко блистало повторяются шипящие звуки Ж,Ш.
Во-вторых, в строке «С печальным шумом обнажалась…» тоже есть шипящие звуки Ч,Ж,Ш. Они помогают « услышать» звуки природы.
Итак, поэт создаёт образы путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.). Такой приём называется звукописью.

1. Ученик описал картину.

 

 

 

2. Ученик списал текст, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Ответил на вопрос: «Какие виды орфограмм в корне встретились вам в этом тексте?»

 

 

3. Ученик объяснил лексическое значение выделенного слова. 

 

 

 

 

4. Ученик дал обоснованный ответ на поставленный вопрос
(подготовка к ГИА, часть С 2.2, К1)

 

3. Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учителя на вопросы учащихся.
4. Рефлексия: запись на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -)

  • Я дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в упр. №…,
  • выразил свое мнение,
  • привёл аргументы по тексту,
  • смог потренироваться в применении правила единообразного написания морфем;
  • смог повторить и систематизировать правила написания гласных в корне слова.

У: Достигли мы поставленной цели? Оцените свою работу. Какие оценки вы получили?
5. Домашнее задание: отредактировать, проверить выполненную в классе работу.

Раздаточный материал
1. Прежде чем начнётся самостоятельная работа, мы напишем словарный диктант(№14).

2. После окончания работы обменяйтесь тетрадями и проверьте написанное.

3. Самостоятельная работа:

На «3» №15

 

 

 

 

 

 

 

1.
Прочитайте
эпиграф.
Объясните,
как вы
понимаете его
смысл.

Я прочитал высказывание М.М.Разумовской, смысл эпиграфа понял так:

Я дал обоснованный ответ на поставленный вопрос

2. Используя
схему,
докажите, что
русская
орфография -
это система
правил
правописания.

Русская орфография — это система правил правописания.
Во-первых,


Во-вторых, …

Итак, русская орфография — это система правил правописания.

Я доказал, что русская орфография — это система правил правописания, привёл аргументы

На «4» № + №17

 

 

 

 

 

 

 

1. Спишите примеры, вставляя вместо многоточия проверочные слова.
2. Продолжите запись, используя в качестве проверочных следующие слова: узнать, встряска, колет, речка.

  • … — выст_ранные джинсы.
  • … — раст_нуться вдоль дороги.
  • … — выл_пленный из дерева.
  • … — под_рить аудиокассету.
  • … — внезапно зам_лчать.
  • … — дневное осв_щение.
  • … — др_матические события.

 

  • … — узн_вать первым.
  • … — встр_хнуть коврик.
  •  … — раск_лоть дрова.
  •  … — р_чной порт.

Я списал примеры, вставляя вместо многоточия проверочные слова,
продолжил запись, используя в качестве проверочных следующие слова.

На «5» + №20 стр.13

 

 

 

 

 

 

 

1.Выразительно прочитайте стихотворные строки. Какая картина рисуется в вашем воображении?
2. Спишите, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Какие виды орфограмм в корне встретились вам в этом тексте?
3. Объясните лексическое значение выделенного слова. Проверьте свой ответ по толковому словарику.
4. Докажите, что текст насыщен свистящими и шипящими звуками. Что они помогают « услышать»? Как называется такой прием?

В моём воображении рисуется такая картина:

 

 

 

Уж небо ос…нью дышало,
Уж реже солнышко бл…стало,
К…роче ст…новился день,
Л…сов т…инственная сень
С п…чальным шумом
обн…жалась…
(А.Пушкин)
Текст насыщен свистящими и шипящими звуками.
Во-первых, в строке «_____________________________________________»повторяются шипящие звуки Ж,Ш.
Во-вторых, в строке «_____________________________________________»тоже есть шипящие звуки Ч,Ж,Ш.
Они помогают « услышать» _______________________________________________
Итак, поэт создаёт образы путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.). Такой приём называется ___________________.

Я описал картину.

 

Я списал текст, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Ответил на вопрос: «Какие виды орфограмм в корне встретились вам в этом тексте?», объяснил лексическое значение выделенного слова, дал обоснованный ответ на поставленный вопрос

 

 

4. Рефлексия: запись на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -) Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.

5. Домашнее задание: отредактировать, проверить выполненную в классе работу.

Использованная литература:

Скачать презентацию к уроку orfografia.zip [873.64 Kb]

Владимирова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Гимназия «Новоскул»
Великий Новгород.
vladimira10@yandex.ru

Другие новости по теме: