УМК «Русский язык» С .И. Львова, В. В. Львов
Урок 8
Цель урока:
1) повторить и обобщить сведения о группировке приставок в зависимости от особенностей их написания;
2) отрабатывать умение применять правила написания приставок.
Стандарт на выходе: знать правописание приставок.
Оборудование: материал для самостоятельной работы учащихся (из учебника), лист самооценки.
Проект урока:
№ |
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1
|
Организация урока
Целеполагание
|
2 мин
|
Знакомит с темой урока, целями и задачами: На «3» №38(3) На «4» №41 На «5» №38(1,2)
|
Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата
|
2
|
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями
|
30 мин
|
Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения.
|
Работа с упражнениями.
|
3
|
Беседа по вопросам
|
5 мин
|
Проверка выполненной работы.
|
Участие в беседе, обмен мнениями.
|
4
|
Рефлексия
|
2 мин
|
Подведение итога работы
|
Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом
|
5
|
Домашнее задание
|
1 мин
|
Отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
|
Записать домашнее задание и выполнить его
|
Стенограмма урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы изучаем тему «Правописание согласных в приставках».
Цель урока: 1) повторить и обобщить сведения о группировке приставок в зависимости от особенностей их написания; 2) отрабатывать умение применять правила написания приставок.
Вам предстоит самостоятельная работа по теме урока: выберите задание на ту оценку, которую хотите получить:
- На «3» №38(3) стр.20-21;
- На «4» №38(3) стр.20-21 + № 41стр. 21
- На «5» №38(3) стр.20-21 + № 41стр. 21+ №38 (1,2) стр.20
Поработайте в парах — вспомните, какие орфограммы есть в правиле правописания согласных в корнях слов. Устно выполните №33.
Самостоятельная работа:
На «3» упр. №38(3) стр.21
На «3» №21
|
Распределите слова с приставками по графам таблицы.
|
1. Не изменяемые на письме приставки
|
2. Приставки на з — с
|
3. Приставки при-, пре-
|
Появляется Незаметная
Сначала
Начинает
Нарастающем
Выглядывает
Поднимается
|
Разгорается
Раскалённый
Разбивается
Распластывается
|
Пригасает
Превращается
Причалу
|
|
Ученик распределил по графам таблицы слова с приставками.
|
На «4» + № 41стр. 21
|
Сначала расскажите о том, как нужно различать при письме приставку при- или пре-. В этом вам поможет таблица на с. 22.
Затем запишите слова, распределяя их по группам и вставляя вместо скобок приставку при- или пре-. Объясните свой выбор.
|
ПРИ
1. близость к чему-либо, приближение, присоединение, доведение действия до конца:
пригласить гостей, признаваться в обмане, привинтить гайку, пришить заплатку, приморский край, пришкольный участок, приклеить марку, принарядиться к вечеру, привлечь внимание, искать пристанище, присоединиться к толпе, седой привратник, приручить животное, удачное приземление, прикоснуться к щеке.
2. неполнота действия: приглушить двигатель, приподняться с постели.
ПРЕ
1. высшая степень действия, качества (близка к значению слова ОЧЕНЬ):
презабавное происшествие, прехорошенькая кошечка, предлинный шнур,
2. направленность действия через что-то, прекращение действия:
преподнести подарок, преодолеть трудности, преступить закон, прервать отдых,
|
Ученик рассказал о том, как нужно различать при письме приставку при- или пре-, записал слова, распределяя их по группам и вставляя вместо скобок приставку при- или пре-. Объяснил свой выбор.
|
На «5» + № 38 (1, 2) стр. 20
|
1. Выразительно прочитайте текст.
Какое состояние природы в нём описывается?
2. Подберите как можно больше эпитетов к слову ЗАРЯ. Выполняя задание, пользуйтесь словариком эпитетов.
|
Я прочитал текст Н. Дубова и понял, что в нём говорится о времени появления зари, о ее продолжительности, характере.
Во-первых, в тексте есть градация: «появляется звезда — разгорается всё ярче и ярче — выглядывает красная краюшка, быстро растет, поднимается, превращается в раскалённый шар». Автор использует постепенное повышение, возрастание, усиление действия для создания яркого образа разгорающейся утренней зари.
Во-вторых, описание содержит много цветовых эпитетов «красная краюшка, раскалённый шар, огненная дорожка», помогающих живо представить эту красивую картину.
Таким образом, удивительно красивое состояние природы описал автор, используя различные изобразительно-выразительные средства.
Весенняя, вечерняя, вешняя, закатная, заутренняя, зябкая, летняя, молодая, немеркнущая, осенняя, поздняя, продолжительная, ранне-утренняя, ранняя, северная...
|
1. Ученик прочитал текст.
Ученик ответил на вопрос: «Какое состояние природы в нём описывается?»
2. Ученик подобрал как можно больше эпитетов к слову ЗАРЯ. пользуясь словариком эпитетов.
|
3. Рефлексия: записать на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -). Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.
4. Домашнее задание: отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
Резерв: № 39, 40, 42, 43
Использованная литература:
Раздаточный материал
Урок 8
Правописание приставок
Цель урока: 1) повторить и обобщить сведения о группировке приставок в зависимости от особенностей их написания; 2) отрабатывать умение применять правила написания приставок.
Стандарт на выходе: знать правописание приставок.
|
1. Поработайте в парах — вспомните, какие орфограммы есть в правиле правописания приставок. Устно выполните под точками на стр.20 в параграфе 4.
|
2. Самостоятельная работа:
На «3» упр. №38(3) стр.21
На «3» №21
|
Распределите слова с приставками по графам таблицы.
|
На востоке появляется звезда. Незаметная сначала, она разгорается всё ярче и ярче, небо под нею начинает сереть. В нарастающем свете звезда пригасает, становится слабее, пока не исчезает совсем. Из моря выглядывает красная краюшка, быстро растет, поднимается, превращается в раскалённый шар. От него к причалу змеится, бежит огненная дорожка, разбивается о сваи, распластывается на песке. (Н. Дубов).
1. Не изменяемые на письме приставки |
2. Приставки на з — с
|
3. Приставки при-, пре-
|
|
|
|
|
Я распределил по группам слова с приставками.
|
На «4» + № 41стр. 21
|
Сначала расскажите о том, как нужно различать при письме приставку при- или пре-.
В этом вам поможет таблица на с. 22.
Затем запишите слова, распределяя их по группам и вставляя вместо скобок приставку при- или пре-. Объясните свой выбор.
|
.....гласить гостей, .......знаваться в обмане, ……винтить гайку, .....поднести подарок, ……шить заплатку, ……забавное происшествие, ……одолеть трудности, ......морский край, ……школьный участок, ……глушить двигатель, ……клеить марку, ……нарядиться к вечеру, .......влечь внимание, ……хорошенькая кошечка, ……ступить закон, .......рвать отдых, искать ……станище, ……соединиться к толпе, седой ……вратник, .......ручить животное, ......длинный шнур, удачное .....земление, ……подняться с постели, ……коснуться к щеке.
|
Я рассказал о том, как нужно различать при письме приставку при- или пре-, записал слова, распределяя их по группам и вставляя вместо скобок приставку при- или пре-. Объяснил свой выбор.
|
3. Рефлексия: записать на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -) Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.
На «5» + № 38 (1, 2) стр. 20
|
1. Выразительно прочитайте текст.
Какое состояние природы в нём описывается?
2. Подберите как можно больше эпитетов к слову ЗАРЯ. Выполняя задание, пользуйтесь словариком эпитетов.
|
Я прочитал текст Н. Дубова и понял, что в нём описывается _______________ состояние природы.
Во-первых, ________________________________________
Во-вторых, _____________________________________________
Таким образом, _________________________________________
|
2. Я прочитал текст.
Я ответил на вопрос: «Какое состояние природы в нём описывается?»
2. Я подобрал как можно больше эпитетов к слову ЗАРЯ. пользуясь словариком эпитетов.
|
3. Рефлексия: записать на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -) Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.
4. Домашнее задание: отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
Резерв: № 39, 40, 42, 43
Готовимся к олимпиаде. Выполняем задание повышенной сложности
Определите значение и запомните написание следующих слов.
Составьте с ними предложения.
Преамбула,
превалировать,
предикат,
президент,
презент,
прелюдия,
премьера,
премировать,
препарат,
препозиция,
препятствие,
престиж,
претендент,
претензия,
прерогатива,
прецедент;
приватный,
привилегия,
примадонна,
примат,
примитивный,
приоритет.
Владимирова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Гимназия «Новоскул»
Великий Новгород.
vladimira10@yandex.ru
|