УМК «Русский язык» С.И.Львова, В.В.Львов
Урок 9
Цель урока:
1) формировать представление об основных значениях приставок пре-, при- и отрабатывать умение различать эти приставки на письме;
2) познакомить с правописанием некоторых малоупотребительных русских по происхождению приставок и приставок иноязычного происхождения и добиваться усвоения правописания слов с этими морфемами.
Стандарт на выходе: знать правописание приставок.
Оборудование: материал для самостоятельной работы учащихся (из учебника), лист самооценки.
Проект урока:
№ |
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1
|
Организация урока
Целеполагание
|
2 мин
|
Знакомит с темой урока, целями и задачами: На «3» № 45 На «4» № 47 На «5» № 49 (1,2)
|
Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата
|
2
|
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями
|
30 мин
|
Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения.
|
Работа с упражнениями.
|
3
|
Беседа по вопросам
|
5 мин
|
Проверка выполненной работы.
|
Участие в беседе, обмен мнениями.
|
4
|
Рефлексия
|
2 мин
|
Подведение итога работы
|
Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом
|
5
|
Домашнее задание
|
1 мин
|
Отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
|
Записать домашнее задание и выполнить его
|
Стенограмма урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы изучаем тему «Правописание согласных в приставках».
Цель урока: 1) повторить и обобщить сведения о группировке приставок в зависимости от особенностей их написания; 2) отрабатывать умение применять правила написания приставок.
Вам предстоит самостоятельная работа по теме урока: выберите задание на ту оценку, которую хотите получить:
На «3» № 45 стр. 23;
На «4» № 45 стр. 23 + № 47 стр. 24
На «5» № 45 стр. 23 + № 47 стр. 24 + № 49 стр.25
Стандарт на выходе: знать правописание приставок.
1. Поработайте в парах — вспомните, какие орфограммы есть в правиле правописания приставок, напишите по памяти в тетрадь конспектов правило на стр. 22, 24, проверьте друг друга.
2. Самостоятельная работа:
На «3» упр. №45 стр.23
На «3» №21
|
Составьте и запишите с данными словами словосочетания. Запомните правописание этих слов.
|
Прекрасный день
превращать в камень
приветливый человек
прекратить обманывать
привет из прошлого
преподавать биологию
пригласить друзей
приказать принести
примерный мальчик
природа Земли
приятный вечер
добрый приятель
знаки препинания в предложении
притворяться больным
признаваться в любви
принуждать к труду
привольный край
причудливый узор
привлекательный юноша
преследовать преступника.
|
Ученик составил и записал с данными словами словосочетания. Запомнил правописание этих слов.
|
На «4» + № 47стр. 24
|
Спишите строки из стихотворений С.А. Есенина, вставляя в слова пропущенные буквы.
|
Я стою у дороги, прислонившись к иве. Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. В том краю, где жёлтая крапива и сухой плетень, приютились к вербам сиротливо избы деревень. Весенний день звенит над конским ухом с приветливым желаньем к первым мухам. И грусть вечерняя меня волнует непреодолимо. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
|
Ученик списал строки из стихотворений С.А. Есенина, вставил в слова пропущенные буквы.
|
3. Рефлексия: записать на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -) Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.
На «5» + № 49(1, 2) стр. 25
|
1. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами. Выделите в них приставки и объясните их написание.
2. Выразительно прочитайте текст и определите его основную мысль. Озаглавьте текст и устно перескажите.
|
Раскопки, бесчисленное, изготовленные, изделий, бесконечно, избегать, безвкусицы, изделия, раскрывает — в приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими — С.
Превращаются — в приставке в значении направленности действия через что-то, прекращения действия пишется ПРЕ, прекрасным — в приставке в значении высшей степени действия, качества (близка к значению слова ОЧЕНЬ) пишется ПРЕ.
Прислушаться, привычки, придавал, приукрасить, приводился, привычных, привлекает, причудливый, присмотреться — в приставке в значении близости к чему-либо, приближения, присоединения, доведения действия до конца, неполноты действия пишется ПРИ.
Помогает, находят, появился, подсыхали, обжигали, сделать, представление, прародителей — неизменяемые приставки пишутся всегда одинаково.
В ультрасовременную, реконструировать — иноязычные приставки пишутся всегда одинаково.
Природе, творения — безударные гласные в корне.
Определим его основную мысль: найденные при археологических раскопках предметы старины помогают лучше понять жизнь и привычки наших прародителей; орнамент на черепках глиняных изделий раскрывает представление наших предков о мире и природе, о труде. Возможный заголовок — «Ожившая красота, «Одухотворённая красота», «Память прошлого».
|
1. Ученик выписал из текста слова с пропущенными буквами, выделил в них приставки и объяснил их написание.
|
- 3. Рефлексия: записать на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -). Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.
- 4. Домашнее задание: отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
- Резерв: № 44, 46, 49.
Использованная литература:
Раздаточный материал
Урок 9
Правописание приставок
Цель урока: 1) формировать представление об основных значениях приставок пре-, при- и отрабатывать умение различать эти приставки на письме;
2) познакомить с правописанием некоторых малоупотребительных русских по происхождению приставок и приставок иноязычного происхождения и добиваться усвоения правописания слов с этими морфемами.
Стандарт на выходе: знать правописание приставок.
1. Поработайте в парах — вспомните, какие орфограммы есть в правиле правописания приставок, напишите по памяти в тетрадь конспектов правило на стр. 22, 24, проверьте друг друга.
2. Самостоятельная работа:
На «3» упр. № 45 стр.23
На «3» №21
|
Составьте и запишите с данными словами словосочетания. Запомните правописание этих слов.
|
Прекрасный
превращать
приветливый
прекратить
привет
преподавать
пригласить
приказать
примерный
природа
приятный
приятель
знаки препинания
притворяться
признаваться
принуждать
привольный
причудливый
привлекательный
преследовать.
|
Я составил и записал с данными словами словосочетания. Запомнил правописание этих слов.
|
На «4» + № 47стр. 24
|
Спишите строки из стихотворений С.А. Есенина, вставляя в слова пропущенные буквы.
|
Я стою у дорог_, пр_слонившись к ив_. Воробышки игривые, как детки с_ротливые, пр_жались у окна. В том краю, где ж_лтая кр_пива и сухой плетень, пр_ютились к вербам с_ротливо избы деревень. Весенний день звенит над конским ухом с пр_ветлив_м ж_ланьем к первым мухам. И грусть вечерн_я меня волнует непр_одолимо. Белая берёза под моим окном пр_накрылась снегом, точно серебром.
|
Я списал строки из стихотворений С.А. Есенина, вставил в слова пропущенные буквы.
|
3. Рефлексия: записать на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -) Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.
На «5» + № 49(1, 2) стр. 25
|
1. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами. Выделите в них приставки и объясните их написание.
2. Выразительно прочитайте текст и определите его основную мысль. Озаглавьте текст и устно перескажите.
|
Археологические ра_копки пр_вращаются в ультр_современную лабораторию. Она п_могает р_конструировать прошлое, внимательнее пр_слушаться к нему и лучше понять жизнь и пр_вычки наших пр_родителей.
Учёные н_ходят бе_численное множество черепков глиняных и_делий. Много веков назад у славян п_явился гончарный круг, который пр_водился в движение рукой, а позже — ногой. И_готовленные сосуды по_сыхали, потом их о_жигали в печах. Это было делом бе_конечно сложным.
Гончар старался и_бегать бе_вкусицы, вкладывал душу в свои тв_рения, пр_давал большое значение каждой детали.
Глиняные и_делия славяне старались пр_украсить, чтобы _делать пр_красным мир пр_вычных вещей. Пр_влекает внимание пр_чудливый орнамент на посуде. Если пр_смотреться к такому орнаменту, то мы поймём, что он ра_крывает пр_дставление наших предков о мире и пр_роде, о труде. Например, волнистые линии — это знак воды, прямыми линиями изображали землю, точечками — семена, косыми линиями — дождь.
|
1. Я выписал из текста слова с пропущенными буквами, выделил в них приставки и объяснил их написание.
|
3. Рефлексия: записать на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -) Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.
4. Домашнее задание: отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
Резерв: № 44, 46, 49.
Готовимся к олимпиаде. Выполняем задание повышенной сложности
Упражнения по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую — с приставкой при-, во вторую — с приставкой пре-.
Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.
Упражнение 2. Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.
Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.
Упражнение 3. Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.
Обманчивый лес
Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние.
Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что ...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно ...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как ...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник — горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу.
(По А. Куприну)
Упражнение 4. Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и при-.
Превратить, презирать, преодолеть, претворить, привыкнуть, пригласить, приготовить, приостановить, превзойти, превратиться.
Упражнение 5. Замените обороты словами с приставками пре- и при-.
Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.
Упражнение 6. Напишите текст под диктовку. Подчеркните приставки пре- и при-, объясните их написание.
Хитрая мангуста
Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст.
Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия.
(По Б. Житкову)
Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (пре-, при-)
Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, , пр_строить, , знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении — пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание — пр_дание силы; пр_данный патриот — пр_данный врагами — пр_данный командованию; пр_емник традиций — пр_емник «Турист-2» — пр_емственность поколений — пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти — пр_зрение сироты — пр_зор; пр_зирать угрозы — пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный — пр_обретенный; пр_творить в жизнь — пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень — пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать — пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент — пр_ходящий медработник; пр_дел в храме — пр_дел всему; пр_клонить ветви — пр_клонить колена; пр_падать к земле — пр_подать урок; пр_скорбный факт — пр_светлый образ.
Тест по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
1. В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр_брежный;
2) пр_остановиться;
3) пр_прятать;
4) пр_увеличить.
2. В каком слове пишется приставка при-?
1) Пр_успеть;
2) пр_вращать;
3) пр…жать;
4) пр_провождать.
3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.
1) Президент
2) презирать
3) преоритет
4) президиум
4. В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр…морский
2) пр…землиться
3) пр…пятствие
4) пр…сесть
5. В каком слове пишется приставка при-?
1) Пр…умолкла
2) пр…рвали
3) пр…лестный
4) пр…клонить колени
6. В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр…бирать
2) пр…растать
3) пр…влекательный
4) пр…большой
7. В каком слове пишется приставка при-?
1) пр…возносить
2) пр…вратиться
3) пр…сесть
4) пр…уменьшить
8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?
1) Пр…хорошенький
2) пр…брежный
3) пр…стегнуть
4) пр…открыть
9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?
1) Пр…хлынут
2) пр…лечь
3) пр..милый
4) пр…пятствие
10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?
1) Пр…слушиваться
2) пр…нахмурилась
3) пр…давать
4) пр…летел
Ответы
Владимирова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Гимназия «Новоскул»
Великий Новгород.
vladimira10@yandex.ru