О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 6 класс » Правописание корней » Правописание гласных в корне. Написание и — ы в корнях после приставок


УМК «Русский язык» С. И. Львова, В. В. Львов 

Урок 6 

Цель урока:

1) формировать умение использовать на письме правило о написании букв и-ы в корнях после приставок; 2) совершенствовать умение различать слова-омофоны.

Стандарт на выходе: знать правописание букв и — ы в корнях после приставок.

Оборудование: материал для самостоятельной работы учащихся (из учебника), лист самооценки.

Проект урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация урока
Целеполагание

2 мин

Знакомит с темой урока, целями и задачами: На «3» №28 На «4» №29 На «5» №30

Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата

2

Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями

30 мин

Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения.

Работа с упражнениями.

3

Беседа по вопросам

5 мин

Проверка выполненной работы.

Участие в беседе, обмен мнениями.

4

Рефлексия

2 мин

Подведение итога работы

Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом

5

Домашнее задание

1 мин

Отредактировать, проверить выполненную в классе работу.

Записать домашнее задание и выполнить его

Стенограмма урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы знакомимся с темой «Правописание гласных в корне. Написание и -- ы в корнях после приставок»
Цель урока:
1) формировать умение использовать на письме правило о написании букв и-ы в корнях после приставок; 2) совершенствовать умение различать слова-омофоны.
Вам предстоит самостоятельная работа по теме урока: выберите задание на ту оценку, которую хотите получить:

  • На «3» №28 стр.16;
  • На «4» №28+ №29 стр.16;
  • На «5» №28 стр.16 + №29 + №30 стр.17;

Поработайте в парах — напишите по памяти в тетрадь конспектов правило на стр. 16, проверьте друг друга.

Самостоятельная работа:

На «3» упр. № 28 стр.16

 

 

На «3» №21

1. От данных слов образуйте однокоренные при помощи приставок без-, сверх-, пред-, меж-, под-.

История –
Идущий –
Искать –
Известный –
Интересный –
Институтский –
Играть –
Изысканный –
Исходный –
Издательский –

предыстория
предыдущий
подыскать
безызвестный
безынтересный
межинститутский
подыграть
сверхизысканный
безысходный
межиздательский

Ученик образовал однокоренные слова при помощи приставок без-, сверх-, пред-, меж-, под-. Подчеркнул орфограммы по образцу.

 

На «4» + № 29 стр. 16-17

 

 

 

 

 

 

 

Спишите, разделяя словосочетания на две группы в зависимости от написания букв Ы или И в корнях. Корни выделите.

Безымянный палец, небезынтересный случай, изыскать средства, подыскать книгу, разыграть по нотам, сверхинтересное событие, межинститутская конференция, подыграть на фортепьяно, талантливо сымпровизировать, межиздательское объединение, доисторическая эпоха, предыдущий случай, дезинфекционное отделение, провести обыск, безыскусный ответ, разыграть комедию, сверхизысканные манеры, безынициативный ученик.

Ученик списал словосочетания, разделил на две группы в зависимости от написания букв Ы или И в корнях. Корни выделил.

 

На «5» + №30 стр.17

 

 

 

1.Попробуйте самостоятельно объяснить, какие слова называются омофонами. Каково происхождение этого термина? Проверьте себя по этимологическому словарику.
2. Докажите, что приведённые ниже слова являются омофонами. Объясните смысловые различия слов каждой пары. Составьте и запишите предложения с этими словами

 Омофонами называются слова, которые совпадают в произношении, но пишутся по-разному и имеют разные значения ( косный- костный ) Этот термин произошёл от древнегреч. ὁμός — одинаковый φωνος — звук.

           
Запевай  — начинай петь песню.
Ешь хлеб да запевай песню.
Запивай  — начинай пить воду.
Ешь хлеб да запивай водицей.

Спеши  — начинай поторапливаться.
Не спеши языком, спеши делом.
Спиши  — начинай писать
Спиши рецепт из кулинарной книги.

Слизать  — счищать языком, очищать.
Не слизывай с тарелки, нехорошо.
Слезать  — спускаться вниз, цепляясь, держась за что-нибудь. Слезай с дерева!

Гриб  — разговорно-обиходное название плодовых тел грибов-макромицетов. Согласно современным научным представлениям, грибы выделяютcя в самостоятельное царство живой природы
Грипп  — это острое вирусное заболевание. Я болею гриппом.

Полоскать  — промывать дочиста в чистой воде.
Прачка на речке белье полощет.
Поласкать  — приголубить, приласкать, оказать какую ласку. Девочка котенка поласкала.

Приведённые ниже слова являются омофонами, потому что совпадают в произношении, но пишутся по-разному и имеют разные значения.
Чтобы правильно написать слова с корнями- омофонами, необходимо провести анализ слова: определить значение корня, и, если в слове корень с безударной гласной, подобрать проверочное слово, а если в слове корень с чередованием, выяснить, есть ли после корня суффикс -а-.

Ученик самостоятельно объяснил, какие слова называются омофонами, написал, каково происхождение этого термина. Проверил себя по этимологическому словарику.

 

 

 

 

 

 

Составил и записал предложения с этими словами.

 

 

Доказал, что приведённые ниже слова являются омофонами.

3. Рефлексия: записать на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -) Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.
4. Домашнее задание: отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
Резерв: № 31, 32.
Готовимся к олимпиаде. Выполняем задание повышенной сложности
1. Объясните правописание выделенных гласных.

Приведение к присяге — привидение в замке, выпарите соль — выпорите рукав, увидать чудо — увядать от жары, угодить начальству — угадать мелодию, пристяжная в русской тройке — пристежной воротник к платью, завязать бант — завизировать документ, ударить шапку оземь — взошла темно-зеленая озимь, вытисненный на переплете рисунок — вытесненный с участка, щипать ус — нащепать лучины, валять шерсть — не позволять шутить, пародировать певца — парадировать на плацу, растворить сахар — отварить яйца вкрутую.

2. Объясните различное написание слов и составьте с ними словосочетания.

Покорять — покарать, свила — свела, закопать — закапать, вылазка — лозняк, лежу — лижу, накалить — наколоть, разреженный — разряженный, стачать — сточить, скрипеть — скрепить, проживать — прожевать, навевать — навивать, примерять — примирить.

Использованная литература:

Раздаточный материал
Урок 6
Правописание гласных в корне. Написание и -- ы в корнях после приставок 
Цель урока:
1) формировать умение использовать на письме правило о написании букв и-ы в корнях после приставок; 2) совершенствовать умение различать слова-омофоны.
Стандарт на выходе: знать правописание букв и -- ы в корнях после приставок.

1. Поработайте в парах — напишите по памяти в тетрадь конспектов правило на стр. 16, проверьте друг друга.

2. Самостоятельная работа:

На «3» упр. № 28 стр.16

 

На «3» №21

1. От данных слов образуйте однокоренные при помощи приставок без-, сверх-, пред-, меж-, под-.

История –
Идущий –
Искать –
Известный –
Интересный –
Институтский –
Играть –
Изысканный –
Исходный –
Издательский –

Я образовал однокоренные слова при помощи приставок без-, сверх-, пред-, меж-, под-.
Подчеркнул орфограммы по образцу.

 

На «4» + № 29 стр. 16-17

 

 

Спишите, разделяя словосочетания на две группы в зависимости от написания букв Ы или И в корнях. Корни выделите.

Без_мянный палец, небез_нтересный случай, из_скать средства, под_скать книгу, раз_грать по нотам, сверх_нтересное событие, меж_нститутская конференция, под_грать на фортепьяно, талантливо с_мпровизировать, меж_здательское объединение, до_сторическая эпоха, пред_дущий случай, дез_нфекционное отделение, провести об_ск, без_скусный ответ, раз_грать комедию, сверх_зысканные манеры, без_нициативный ученик.

Я списал словосочетания, разделил на две группы в зависимости от написания букв Ы или И в корнях. Корни выделил.

3. Рефлексия: записать на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -) Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.

На «5» + №30 стр.17

 

 

 

 

 

 

 

1.Попробуйте самостоятельно объяснить, какие слова называются омофонами. Каково происхождение этого термина? Проверьте себя по этимологическому словарику.
2. Докажите, что приведённые ниже слова являются омофонами. Объясните смысловые различия слов каждой пары. Составьте и запишите предложения с этими словами.

 Омофонами называются
___________________________Этот термин произошёл ______________

 

Запевай –
Запивай –

Спеши –
Спиши –

Слизать –
Слезать –

Гриб –
Грипп –

Полоскать –
Поласкать –

Приведённые ниже слова являются омофонами,
потому что ______________________________

Я объяснил самостоятельно, какие слова называются омофонами, написал, каково происхождение этого термина. Проверил себя по этимологическому словарику.

 

Объяснил смысловые различия слов каждой пары.

Составил и записал предложения с этими словами.

 

Доказал, что приведённые ниже слова являются омофонами.

3. Рефлексия: записать на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -) Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.

4. Домашнее задание: отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
Резерв: № 31, 32.

 Готовимся к олимпиаде. Выполняем задание повышенной сложности
1. Объясните правописание выделенных гласных.

Приведение к присяге — привидение в замке, выпарите соль — выпорите рукав, увидать чудо — увядать от жары, угодить начальству — угадать мелодию, пристяжная в русской тройке — пристежной воротник к платью, завязать бант — завизировать документ, ударить шапку оземь — взошла темно-зеленая озимь, вытисненный на переплете рисунок — вытесненный с участка, щипать ус — нащепать лучины, валять шерсть — не позволять шутить, пародировать певца — парадировать на плацу, растворить сахар — отварить яйца вкрутую.

2. Объясните различное написание слов и составьте с ними словосочетания.

Покорять — покарать, свила — свела, закопать — закапать, вылазка — лозняк, лежу — лижу, накалить — наколоть, разреженный — разряженный, стачать — сточить, скрипеть — скрепить, проживать — прожевать, навевать — навивать, примерять — примирить.

Владимирова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Гимназия «Новоскул»
Великий Новгород.
vladimira10@yandex.ru

Другие новости по теме: