УМК «Русский язык» С.И.Львова, В.В.Львов
Урок 10
Цель урока:
1. Повторить и систематизировать правила, связанные с написанием суффиксов существительных (-чик-/-щик-; -ик-/-ек-), прилагательных (-к-/-ск-) и глаголов (-ова-(-ева-), -ыва-(ива-). 2. Потренировать учащихся в умении использовать на письме правила, связанные с написанием суффиксов.
Стандарт на выходе: знать правописание суффиксов, уметь использовать на письме правила, связанные с написанием суффиксов.
Оборудование: материал для самостоятельной работы учащихся (из учебника), лист самооценки.
Проект урока:
№ |
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1
|
Организация урока
Целеполагание
|
2 мин
|
Знакомит с темой урока, целями и задачами: На «3» № 54 На «4» № 55 На «5» № 59
|
Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата
|
2
|
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями
|
30 мин
|
Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения.
|
Работа с упражнениями.
|
3
|
Беседа по вопросам
|
5 мин
|
Проверка выполненной работы.
|
Участие в беседе, обмен мнениями.
|
4
|
Рефлексия
|
2 мин
|
Подведение итога работы
|
Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом
|
5
|
Домашнее задание
|
1 мин
|
Отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
|
Записать домашнее задание и выполнить его
|
Стенограмма урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы изучаем тему «Правописание суффиксов».
Цель урока: 1. Повторить и систематизировать правила, связанные с написанием суффиксов существительных (-чик-/-щик-; -ик-/-ек-), прилагательных (-к-/-ск-) и глаголов (-ова-(-ева-), -ыва-(ива-). 2. Потренироваться в умении использовать на письме правила, связанные с написанием суффиксов.
Вам предстоит самостоятельная работа по теме урока: выберите задание на ту оценку, которую хотите получить:
На «3» № 54 стр. 28;
На «4» № 54 стр. 28 + 55 стр.29;
На «5» № 54 стр. 28 + 55 стр.29 +59 стр.30;
Стандарт на выходе: знать правописание приставок.
1. Поработайте в парах — вспомните, какие орфограммы есть в правиле правописания суффиксов, напишите по памяти в тетрадь конспектов правило на стр. 27-28, устно выполните № 53, проверьте друг друга.
2. Самостоятельная работа:
На «3» упр. № 54стр.28
На «3» №21
|
1. Спишите прилагательные, вставляя суффикс -к- или -ск- и распределяя слова по графам таблицы. Слова записывайте поморфемно. Укажите разряд каждого прилагательного (качественное или относительное).
2. Сделайте выводы, прилагательные каких разрядов записаны в первой и второй графах таблицы.
|
Турец-к-ий (отн.) — образовано от сущ на К,Ч,Ц
Пират-ск-ий –
Киргиз-ск- ий –
Рязан-ск-ий –
Молодец-к-ий (отн.) — образов. от сущ на К,Ч,Ц
Низ-к-ий (кач.) — имеет краткую форму «низок»
Швед-ск-ий –
Ткац-к-ий (отн.) — образовано от сущ на К,Ч,Ц
Скольз-к-ий (кач.) — имеет краткую форму
Пермяц-к-ий (отн.) — образов. от сущ на К,Ч,Ц
Кон-ск-ий –
Сель-ск-ий –
Рыцар-ск-ий –
Богатыр-ск-ий –
Громозд-к-ий (кач.) — имеет краткую форму
Мерз-к-ий (кач.) — имеет краткую форму
Рыбац-к-ий (отн.) — образовано от сущ на К,Ч,Ц
Дерз-к-ий (кач.) — имеет краткую форму
Вяз-к-ий (кач.) — имеет краткую форму
Канад-ск-ий –
Бедняц-к-ий — (отн.) — образов. от сущ на К,Ч,Ц.
Вывод: в качественных прилагательных мы пишем суффикс –к-, а в относительных — как суффикс –к-, так и –ск- в зависимости от согласного на конце производящей основы.
|
1. Ученик списал прилагательные, вставил суффикс -к- или -ск- и распределил слова по графам таблицы. Слова записал поморфемно. Указал разряд каждого прилагательного
2. Ученик сделал выводы, прилагательные каких разрядов записаны в первой и второй графах таблицы.
|
На «4» + № 55стр. 29
|
От данных слов образуйте прилагательные с суффиксом -к- или -ск-.
Запишите словообразовательные пары. Объясните значение выделенного слова, проверьте себя по толковому словарику.
|
Деревня — деревенский, Казань — казанский, сосед — соседский, флот — флотский, брат — братский,
артиллерист — артиллеристский, Урал — уральский, Монголия — монгольский, посол — посольский, секретарь — секретарский, царь — царский, Петербург — петербургский, Шотландия — шотландский, кандидат — кандидатский, лейтенант — лейтенантский, эскимос — эскимосский, казах — казахский, казак — казацкий,
Абхазия — абхазский, солдат — солдатский, Кавказ — кавказский, горняк — горняцкий, Тайвань — тайваньский, турок — турецкий,
Сан-Франциско — Сан-францисский, конь — конский, Сибирь — сибирский, рыбак — рыбацкий,
знахарь — знахарский, ткач — ткацкий, рыцарь — рыцарский, монастырь — монастырский, бедняк — бедняцкий, Кубань — кубанский, Елец — елецкий.
Артиллери́ст — это военнослужащий, организационно относящийся к артиллерии.
|
Ученик образовал от данных слов прилагательные с суффиксом -к- или -ск-.
Записал словообразовательные пары.
Объяснил значение выделенного слова, проверил себя по толковому словарику.
|
№ 59 стр. 30
|
Сформулируйте правило правописания суффиксов в формах прошедшего времени глагола.
Запишите, указывая начальную форму глагола и обозначая суффиксы и окончания.
В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.
|
Увидел, построил, выздоровел, приклеил, ненавидел, выполнил, посеял, обидел, развеял, заметил, закончил, проверил, почуял, затеял, зависел, оттаял.
|
Ученик сформулировал правило правописания суффиксов в формах прошедшего времени глагола. Записал, указывая начальную форму глагола и обозначая суффиксы и окончания.
|
3. Рефлексия: записать на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -) Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.
4. Домашнее задание: отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
Резерв: № 50 (1), 51(1), 52, 57, 58.
№ 50 (1)
|
1. Приёмом поморфемного письма запишите существительные, объясняя выбор суффикса.
|
Стеколь–щик – суффикс -щик- пишется у существительных, основа которых оканчивается не на д, т, з, с, ж.
Словар–ик — суффиксы -ик-, -чик- пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах.
Огуреч–ек – если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс — ек-.
По–груз–чик – суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж.
Ключ–ик — суффиксы -ик-, -чик- пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах.
Нефт–ян–ик – суффиксы -ик-, -чик- пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах.
Под–бород–оч–ек – если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс — ек-.
Цвет–оч–ек – если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс — ек-.
Ель–нич–ек – если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс — ек-.
Ветер–оч–ек – если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс — ек-.
Рукав–чик– суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж.
Друж–оч–ек – если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс — ек-.
Кус–оч–ек – если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс — ек-.
Чулоч–ек – если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс — ек-.
Лимон–чик – суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж.
Ящич–ек– если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс — ек-.
Карандаш–ик – суффиксы -ик-, -чик- пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах.
Ореш–ек.
|
Ученик записал приёмом поморфемного письма существительные, объясняя выбор суффикса.
|
№ 51(1)
№ 50 (1)
|
1. От данных слов образуйте существительные со значением лица мужского пола. Используйте суффиксы -чик- и -щик-. Записывайте слова, распределяя их на две группы и указывая словообразовательную пару.
|
Сортировать – сорт–иров–щик,
докладывать — доклад–чик,
упаковывать – у–пак–ов–щик,
перебегать – пере–беж–чик,
штамповать – штамп–ов–щик,
шлифовать – шлифов–щик,
сваривать – сва–рщик,
оценивать – о–цен–щик,
вкладывать – в–клад–чик,
обидеть – обид–чик,
гнать – гон–щик,
упаковать – у–пак–ов–щик,
переводить –пере–вод–чик ,
заказывать – за–каз–чик,
сменить – смен–щик,
уголь – уголь–щик,
разведать – раз–вед–чик,
летать – лет–чик,
фасовать – фасов–щик,
зимовать – зим–ов–щик.
Как запомнить согласные, после которых пишется суффикс профессии –чик. Когда пишется –чик?
Да ты же сам знаешь!» Первые буквы в словах ответа — именно те, которые нужно запомнить: д, т, ж, с, з.
Это же правило можно усвоить с помощью слова джазист.
|
Ученик записал слова, распределяя их на две группы и указывая словообразовательную пару.
|
№ 57
№ 50 (1)
|
Докажите, что суффиксы –ыва- (-ива-) и –ова- (-ева-) употреблены верно. Для этого сначала запишите инфинитив, а затем форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.
|
1. В неопределенной форме и в прошедшем времени у глаголов пишется суффикс:-ова- (-ева-), если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени этот суффикс чередуется с суффиксом -ую-:
Пробовать — пробую;
Чувствовать — чувствую;
Жаловаться — жалуюсь;
Требовать — (я) требую;
Расследовать — расследую;
Пишется -ыва- (-ива-), если в форме настоящего или будущего простого времени, суффикс сохраняется:
Засиживаться — засиживаюсь,
Догадываться — догадываюсь;
Перешёптываться — перешёптываюсь;
Раздумывать — раздумываю;
Уговаривать — уговариваю;
Развязывать — развязываю;
Накручивать — накручиваю;
Выкидывать — выкидываю.
2. -ва- Глаголы с суффиксами -ева-, -ива- не следует путать с глаголами, у которых ударный суффикс -ва- сочетается с предшествующей корневой гласной е или и. Такая корневая гласная, в отличие от суффиксальной, сохраняется в неопределенной форме у глаголов без суффикса -ва-: обвевать — обвеять, обвивать — обвить.
|
Ученик записал слова, распределяя их на две группы и указывая словообразовательную пару.
|
Использованная литература:
Раздаточный материал
Урок 10
Правописание суффиксов
Цель урока: 1. Повторить и систематизировать правила, связанные с написанием суффиксов существительных (-чик-/-щик-; -ик-/-ек-), прилагательных (-к-/-ск-) и глаголов (-ова-(-ева-), -ыва-(ива-). 2. Потренировать учащихся в умении использовать на письме правила, связанные с написанием суффиксов.
Стандарт на выходе: знать правописание суффиксов, уметь использовать на письме правила, связанные с написанием суффиксов.
1. Поработайте в парах — вспомните, какие орфограммы есть в правиле правописания суффиксов, напишите по памяти в тетрадь конспектов правило на стр. 27-28, устно выполните № 53, проверьте друг друга.
2. Самостоятельная работа:
На «3» упр. № 54стр.28
На «3» №21
|
1. Спишите прилагательные, вставляя суффикс -к- или -ск- и распределяя слова по графам таблицы. Слова записывайте поморфемно. Укажите разряд каждого прилагательного (качественное или относительное).
2. Сделайте выводы, прилагательные каких разрядов записаны в первой и второй графах таблицы.
|
Турец__ий –
Пират__ий –
Киргиз__ий –
Рязан__ий –
Молодец__ий –
Низ__ий –
Швед__ий –
Ткац__ий –
Скольз__ий –
Пермяц__ий –
Кон__ий –
Сель__ий –
Рыцар__ий –
Богатыр__ий –
Громозд__ий –
Мерз__ий –
Рыбац__ий –
Дерз__ий –
Вяз__ий –
Канад__ий –
Бедняц__ий.
|
1. Я списал прилагательные, вставил суффикс -к- или -ск- и распределил слова по графам таблицы. Слова записал поморфемно. Указал разряд каждого прилагательного (качественное или относительное).
2. Я сделал выводы, прилагательные каких разрядов записаны в первой и второй графах таблицы.
|
На «4» + № 55стр. 29
|
От данных слов образуйте прилагательные с суффиксом -к- или -ск-.
Запишите словообразовательные пары. Объясните значение выделенного слова, проверьте себя по толковому словарику.
|
Деревня –
Казань –
сосед –
флот –
брат –
артиллерист –
Урал –
Монголия –
посол –
секретарь –
царь –
Петербург –
Шотландия –
кандидат –
лейтенант –
эскимос –
казах –
казак –
Абхазия –
солдат –
Кавказ –
горняк –
Тайвань –
турок –
Сан-Франциско –
конь –
Сибирь –
рыбак –
знахарь –
ткач –
рыцарь –
монастырь –
бедняк –
Кубань –
Елец –
|
Я образовал от данных слов прилагательные с суффиксом -к- или -ск-.
Записал словообразовательные пары. Объяснил значение выделенного слова, проверил себя по толковому словарику.
|
3. Рефлексия: записать на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -) Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.
№ 59 стр. 30
|
Сформулируйте правило правописания суффиксов в формах прошедшего времени глагола. Запишите, указывая начальную форму глагола и обозначая суффиксы и окончания. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.
|
Увид_л, постро_л, выздоров_л, прикле_л, ненавид_л, выполн_л, посе_л, обид_л, разве_л, замет_л, законч_л, провер_л, почу_л, зате_л, завис_л, отта_л.
|
Я сформулировал правило правописания суффиксов в формах прошедшего времени глагола. Записал, указывая начальную форму глагола и обозначая суффиксы и окончания.
|
3. Рефлексия: записать на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -) Достигли поставленной цели? Оцените свою работу.
4. Домашнее задание: отредактировать, проверить выполненную в классе работу.
Резерв: № 50 (1), 51(1), 52, 57, 58.
№ 50 (1)
№ 50 (1)
|
1. Приёмом поморфемного письма запишите существительные, объясняя выбор суффикса.
|
Стекольщ_к, словар_к, огуреч_к, погрузч_к, ключ_к, нефтян_к, подбородоч_к, цветоч_к, ельнич_к, ветероч_к, рукавч_к, дружоч_к, кусоч_к, чулоч_к, лимонч_к, ящич_к, карандаш_к, ореш_к.
|
Я записал приёмом поморфемного письма запишите существительные, объясняя выбор суффикса.
|
№ 51(1)
№ 50 (1)
|
1. От данных слов образуйте существительные со значением лица мужского пола. Используйте суффиксы -чик- и -щик-. Записывайте слова, распределяя их на две группы и указывая словообразовательную пару.
|
Сортировать –
Докладывать –
Упаковывать –
Перебегать –
Штамповать –
Шлифовать –
Сваривать –
Оценивать –
Вкладывать –
Обидеть –
Гнать –
Упаковать –
Переводить –
Заказывать –
Сменить –
Уголь –
Разведать –
Летать –
Фасовать –
Зимовать –
|
Я записал слова, распределяя их на две группы и указывая словообразовательную пару.
|
№ 57
№ 50 (1)
|
Докажите, что суффиксы –ыва- (-ива-) и –ова- (-ева-) употреблены верно. Для этого сначала запишите инфинитив, а затем форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.
|
Требовать –
Засиживаться –
Пробовать –
Чувствовать –
Догадываться –
Перешёптываться –
Жаловаться –
Раздумывать –
Уговаривать –
Развязывать –
Расследовать –
Накручивать –
Выкидывать.
|
Я записал слова, распределяя их на две группы и указывая словообразовательную пару.
|
Владимирова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Гимназия «Новоскул»
Великий Новгород.
vladimira10@yandex.ru
|