Учебник: УМК «Планета знаний». Русский язык. Л. Я. Желтовская
Цели урока:
- повторять знания о существенных признаках глагола;
- подвести детей к выводу как изменяется глагол;
- актуализация сведений о формах времени глаголов, о признаках глаголов в прошедшем времени;
- продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
- развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
- воспитывать взаимопонимание, товарищество.
№
п/п
|
Вид работы
|
Время
мин
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
1
|
Объяснение темы
|
2
|
Объявление темы, настрой на работу,
|
Определяют цель, выбирают оценку
|
2
|
Изучение нового материала
|
30
|
Помогает ученикам, направляет
|
Самостоятельно изучают тему
|
3
|
Семинар
|
5
|
Проводит семинар по вопросам
|
Отвечают на вопросы, делают выводы
|
4
|
Рефлексия
|
3
|
Проверяет целеполагание, дает домашнее задание
|
Соотносят поставленную цель с результатом работы
|
Ход урока
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?
- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе, узнаем о нём много нового.
- В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?
Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.
Перед вами на столах два листочка: на одном листочке теоретический материал, с которым вы будете работать, а на другом листочке вопросы трех уровней: блок А — вопросы на знание материала, на оценку «3», блок Б — вопросы на размышление с неоднозначным ответом, на оценку «4» блок В — творческая работа, на оценку «5». Подпишите свои работы и в уголке поставьте отметку, которую хотели бы получить за урок. Итак, приступили к работе. У вас в распоряжении 30 минут. Будьте внимательными, успехов вам.
- Но для начала соберём уже известную информацию о глаголе. Я предлагаю вам игру «Блиц — опрос»
1. Глагол — это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам)
3. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
4. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
5. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, — и-, -ы-, -о-)
Семинар:
1.Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.
2.Суффиксы -л- и -ть- служат для образования ______________________ и называются ___________________.
3.В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ .
Релаксация: Давайте подведем итоги нашего урока. Посмотрите на таблицу. У всех совпали ваши отметки с полученными за урок?
Молодцы. Вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.
Задание на дом: в тетрадях на печатной основе выполнить упражнение № 1, 2, 3 на странице 19.
Блок А
Выберите верное утверждение
Глагол — это В предложении глагол бывает
Часть слова Чаще всего сказуемым
Член предложения Второстепенным членом
Часть речи Подлежащим
Глагол обозначает Глаголы изменяются
Действие предмета Только по числам
Признак предмета Только по временам
Название предмета По временам, по лицам, по числам.
Блок Б
Образуй от глагола неопределенной формы глагол прошедшего времени.
Выдели в глаголах основу и формообразующие суффиксы:
Ставить — ставил, вдохнуть — …, решить — …., беседовать — …, растить — …, сверкать — …, дружить — …, благодарить — …., дежурить — … .
Блок В
Выделите формообразующие суффиксы во всех глаголах. Подчеркните буквы, стоящие перед ними. Что заметили?
Мыслить — мыслил, кушать — кушал, заклеить — заклеил.
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме (посеять — посеял)
Алгоритм
написания буквы перед суффиксом -л-
в глаголах прошедшего времени.
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.
1.Задание на закрепление изученного.
Пример: МЫСЛ?Л — МЫСЛИТЬ — МЫСЛИЛ
пола_? ла — … — … увид ?л — …. — … брос?ли — … — …
выдерж?л — … — … высуш?ла — … — … вытерп?ла — … — …
выглад?ли — … — … замяук?ли — … — … советов?л — … — …
плак?ло — … — … сып?ло — … — … готов?ло — … — …
2. Составь предложения. Подбери нужные глаголы в прошедшем времени.
Листья, деревьев, с, осенью.
Ребята, лыжах, на, лесу, по.
Ученики четвертого класса, музей, в, экскурсию, на.
Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента встречи.
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-(говорил, смотрел- с суффиксом л)
Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания — и во множественном числе.
«Образование глаголов прошедшего времени».
ходить — ть + л = ходил
В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.
Суффиксы, которые образуют слово называются словообразующими, а суффиксы, которые образуют форму — формообразующими.
Суффиксы -ть- и -л- не входят в основу слова, так как они не служат для образования новых слов. При подстановке этих суффиксов меняется форма слова. Докажем: (Неопределённая форма глагола ходи+ть изменилась в форму прошедшего времени ходи+л).
Вывод: чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают: ходи + ть, ходи + л .
Основой слова называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса (говор-ит, говори-ть, говори-л)
Матвеева Светлана Глебовна
МБОУ Лицей № 52. Уфа
svetlinia@mail.ru