Учебник: УМК «Планета знаний». Русский язык. Л. Я. Желтовская
Цели урока:
- обучение составлению алгоритма выбора гласной е/и в окончаниях имен существительных в единственном числе;
- отработка навыка применения данного алгоритма с использованием современных технологий;
- проверка качества усвоения учащимися орфограммы;
- создание мотивационной основы для восприятия учебного материала;
- развитие связной речи учащихся, мышления;
- воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителям;
- воспитание интереса к русскому языку.
Вид работы
|
Время
мин
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
Актуализация знаний
|
5
|
Объявление темы, настрой на работу, повторение знаний по теме
|
Определяют цель, выбирают оценку
|
Изучение нового материала
|
30
|
Помогает ученикам, направляет
|
Самостоятельно изучают тему
|
Семинар
|
3
|
Проводит семинар по вопросам
|
Отвечают на вопросы, делают выводы
|
Рефлексия
|
2
|
Проверяет целеполагание, дает домашнее задание
|
Соотносят поставленную цель с результатом работы
|
Ход урока
Март — первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.
- Прочитайте слово с выделенным окончанием и сформулируйте цель урока.
На экране читаем:
Цель урока — научиться при помощи алгоритма различать окончания е/и у существительных в единственном числе.
Для начала проведем блиц-опрос:
- Что такое имя существительное? (Имя существительное — это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)
- Назовите постоянные признаки имён существительных.(Род, склонение)
- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)
- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм).
- Чтобы ответить на этот вопрос нам поможет алгоритм.
Перед вами на столах два листочка: на одном листочке теоретический материал, с которым вы будете работать, а на другом листочке вопросы трех уровней: блок А — вопросы на знание материала, на оценку «3», блок Б — вопросы на размышление с неоднозначным ответом, на оценку «4» блок В — творческая работа, на оценку «5». Подпишите свои работы и в уголке поставьте отметку, которую хотели бы получить за урок. Итак, приступили к работе. У вас в распоряжении 30 минут. Будьте внимательными, успехов вам.
Семинар:
- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм).
-Перечислите алгоритм.
1. Определить падеж существительного.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
4. Проверить с помощью слова-опоры. (2-3 человека)
Релаксация: Давайте подведем итоги нашего урока. Посмотрите на таблицу. У всех совпали ваши отметки с полученными за урок?
Молодцы. Вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.
Задание на дом: Стр.___ Упр. №____
Блок А
Пользуясь алгоритмом, вставь безударные окончания имен существительных.
ПОМНИ: в словах, оканчивающихся на ИЯ, ИЕ в Р.п.,Д.п. и П.п. пишется И.
Вдоль дорог_, запах полын _, участвовать в соревновани_ , быть на лекци _ , идти по тропинк_ к станци_, говорил о воспитани_, по чудесной алле_ , на территори_ Ази_,
купались в рек…, построен на Волг…, возвышается на холм…, построили в город…, расположен на Об…, живём в Сибир…, жил в деревн…, поехал на лошад…, читал в библиотек…, сидеть у проруб…, ехать по дорог…, пошатывался от усталост…, бегать по алле…, написать без ошибк….на Аган…, о Лен…, в Астрахан…, на причал…, на пристан…, на пароход…, на лодк…, в Казан…, на Амур…, на Ок…, в Тюмен…
Блок Б
Работа с предложением. Выполнить синтаксический разбор предложения.
1в. Лучи солнца заиграли на верхушк… дерева, на поверхност… воды, на крыш… дома.
2в. Полюбуйся пушистым снегом на яблон_, на сирен_, на дуб_, на ел_.
Блок В
Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Подчеркните безударные падежные окончания.
Зимний _________похож на ________. Мягкий ________ покрыл __________
пушистым __________.Стройная ___________ укрылась мягким ________.Таинственно
стоят ________, укутанные в теплую ________.На _________ сосны суетится
_______. Как прекрасен зимний _________!
Алгоритм правописания е/и в окончании имён существительных.
1. Поставь имя существительное в именит. падеже ед.ч.
2. Оканчивается ли слово на –ИЙ, -ИЯ, -ИЕ?
3. Узнай склонение (по начальной форме)
4. Узнай падеж по вопросу и предлогу
5.Выбери окончания (по таблице или ударному окончанию)
Алгоритм 2
1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово.
(Избушка — оконч.– а, 1 склонение)
2 шаг. Подбираю слово — ключ, ставлю его в ту же форму. (Река — из реки)
3 шаг. Если у слова — ключа окончание …..; значит, и в данном слове будет такое же окончание.
(Из реки — окончание ударное -и, значит, из избушки тоже пишется окончание –и)
Матвеева Светлана Глебовна
МБОУ Лицей № 52 Уфа
svetlinia@mail.ru