О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 4 класс » Русский язык » Части речи и их работа в предложении и тексте » Склонение имен существительных. Падежи существительных


Учебник Рамзаевой

Цели: повторить понятия «склонение», «падеж»;  упражняться в определении падежа у существительных с ударными окончаниями, изменении имен существительных по падежам.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы.

ПРОЕКТ УРОКА.

Этапы урока

Время
(мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент

1

Создание благоприятной атмосферы на уроке

Приветствие друг друга и гостей

2. Целеполагание

2

Объявление темы и целей урока

Запись темы урока в тетрадь

3. Блиц — опрос

2

 

Запись ответов в карточку

4. Наблюдение за изменением имен существительных по падежам.

3

   
       

5.Самостоятельная работа

34

Контроль и проверка знаний, помощь слабоуспевающим

Работа по карточкам

6. Домашнее задание

2

Выполнить не решенные задания

Запись в дневник

7. Итог урока

1

Рефлексия

Сообщают о достижении своих результатов

1. Организационный момент.
У: Я начну наш урок со слов известного якутского писателя Семена Данилова:
«Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенной знаком,
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком!»
Да, ребята, освоить русский язык — трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. 
2. Сообщение темы и целей урока.
У: Мы продолжаем повторение частей речи.
Сегодня вам предстоит вспомнить, что называется склонением, как склоняются имена существительные.
У: Откройте тетради по русскому языку, запишите число, классная работа и тему урока «Склонение имен существительных. Падежи существительных».
-У: Что вы знаете об имени существительном?
Д: обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? 
3.Блиц — опрос (дети записывают только ответы)

А)

Б)

В)

Г)

У: Прежде чем перейти к теме урока, проведем блиц — опрос. Я вам читаю вопрос, вы в своей карточке пишите ответ.
А) Определите род существительного «диван» (м.р)
Б) Определите число существительного «снег» (ед.ч)
В) Определите, одушевленное ли существительное «герой» (одуш)
Г) Определите, собственное или нарицательное «Сочи» (собст)
 
3. Наблюдение за изменением имен существительных по падежам.
(стр.47-48 методичка)
У: У каждого падежа два падежных вопроса, так как один относится к одушевленным, другой к неодушевленным существительным.
4. Самостоятельная работа.
Подумайте, какую отметку вы бы хотели получить за урок. Напишите на полях желаемую отметку.
Кто желает получить отметку «3» достаточно поработать с карточкой №1.
Кому нужна отметка «4» — дополнительно выполняют задание на карточке № «3» и карточке № 4 .
Отметку «5» получат те, которые дополнительно сможет правильно выполнить задание, поработав с карточкой №5.
Для того чтобы правильно выполнить каждое упражнение, вам необходимо прочитать правила на страницах 36,37.
Желаю всем успехов!

карточка №1(задание на «3»)
Задание: просклоняйте (письменно) в тетради существительные берёза, собака. Выделите окончания.
ПАМЯТКА:
И.п. кто? что?
Р.п кого? чего? Предлоги: из, из-за, от, до, у, без, для, после, около, вокруг.
Д.п кому? чему? Предлоги: к,по.
В.п кого? что? Предлоги: в.во , над, под, про, через, за.
Т.п. кем? чем? Предлоги: с, со, за,под, над, между, перед.
П.п о ком? о чем? Предлоги: о, об, в, на, при.
карточка №2 (задание на «4»)
Задания: Спишите предложения, вставляя слово Москва в нужном падеже. Укажите падеж.
Самолёт летел (над чем?) над Москвой (Т.п).
Мы видели внизу (что?) ……………… ( ).
(В чём?) В ………………. ( ) много высотных домов, зелёных парков.
(Что?) ……………….. ( ) встречает гостей очень радушно.

карточка №3 (задание на «4»)
Закончите предложения.

  1. Имя существительное — это _________________________________________________________________________,

 которая отвечает на вопросы _________, ________ и обозначает ______________________.
2.Изменение имен существительных по падежам называется ____________________________.
3.В русском языке ____________________ падежей.

Карточка №4 (задание на «5»)
Задание: Прочитайте пословицы. Определите падеж существительного «друг».
Без беды друга не узнаешь.(________________________________)
Старый друг лучше новых двух. (___________________________)
Сам погибай, а товарища выручай. (___________________________)
Друг познается в несчастье. (_________________________________)
Пьёшь у друга воду слаще мёда. (___________________________)
Друг дороже денег.(____________________________________)

5. Домашнее задание.
6. Рефлексия
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Что такое склонение?
Д: Склонение — это изменение окончаний имен существительных по вопросам.
– Назовите падежи и их вопросы. 
Д: И,Р,Д,В,Т,П.

Юркина Ольга Леонидовна
МОУ «Кушмангортская основная общеобразовательная школа» Пермский край
kushmangortoosh@mail.ru

Другие новости по теме: