О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 4 класс » Русский язык » Имя существительное » Изменение существительных по падежам


Желтовская Л. Я. Русский язык, 4 класс, 2 часть, УМК «Планета знаний»

Цели и задачи урока:

  • повторить пройденное об изменении существительных по падежам
  • развивать логическое мышление, внимание
  • учиться анализировать и обобщать

Оборудование: учебники русского языка, карточки с заданиями и теоретическим материалом, памятки, карты успеха

 

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность
ученика

1.

Оргмомент
Целеполагание

3 мин.

Знакомит с темой и целью урока

Ставят цель активно работать на уроке, достичь той оценки, которую хотят получить

2.

Актуализация знаний

7 мин.

Направляет

 Выполняют работу в рабочих тетради

3.

Самостоятельная работа по теме урока

25 мин.

Помогает, направляет, проверяет.

Выполняют задания в тетрадях

4.

Рефлексия

3 мин.

Подводит итоги,
анализирует карту достижений, выставляет оценки

Сравнивают предполагаемые результаты с полученными

5.

Домашнее задание по желанию

2 мин.

Дает домашнее задание

Записывают задание, берут домой карточки по желанию

Стенограмма урока:
Сегодня мы с вами продолжаем повторение изученного об имени существительном и сегодня мы поговорим об изменении имен существительных по падежам.
На карточках, которые лежат у вас на столе, поставьте оценку, которую бы вы хотели получить на сегодняшнем уроке
Открываем тетради, записываем число, классная работа, словарь, затем мы вспомним теоретический материал и ответим на вопросы , после этого вы приступаете к выполнению заданий в рабочей тетради по карточкам.
Чтобы получить тройку, вам достаточно выполнить задание 1 карточки, на четверку 2, на пятерку задания по карточке №3. У вас на столах лежат памятки. Берем их, читаем. Готовимся отвечать на вопросы.
Памятка № 2
Падеж — грамматическая форма слова, которую оно принимает, становясь членом предложения. В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Именительный падеж называют прямым (это начальная форма имени существительного), остальные падежи — косвенными.
Изменение слов по падежам называется склонением. В русском языке склоняются все имена ( существительные, прилагательные, числительные и слова их заменяющие — местоимения).
Имя существительное выражает грамматическое значение падежа при помощи окончаний и предлогов.
Правописание форм имени существительного зависит от того, в каком падеже стоит в предложении то или иное слово. Чтобы правильно определить падеж имени существительного нужно задать к нему падежный вопрос.
И.п. кто? что?
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.П. о ком? о чем?
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим, а в косвенных падежах — дополнением (если отвечают на падежные вопросы), определением (если отвечают на вопрос какой?), или обстоятельством (если существительное относится к глаголу и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?)
Вопросы:
Что такое падеж?
Сколько падежей в русском языке? Какие?
Какой падеж называется прямым?
Что такое косвенные падежи?
Как определить падеж имени существительного?
Назовите падежные вопросы.

Карточка № 1.
1.Просклоняйте существительные река, дядя, печь.
2. Определи падеж имени существительного, поставь его в начальную форму.
Играл на дудочке, подошел к осине, материал для юбки, увидел мышь, шел рощей, прелестное дитя.
Карточка № 2.
Спишите пословицы. Разберите их по членам предложения, определите падежи имен существительных:
Всякая работа мастера хвалит. Работа веселит сердце человека. Птица радуется весне, а младенец матери. Всякая птица свои песни поет. Грозит мышка кошке, да из норы. От безделья собака на ветер лает. Гроза бьет по высокому дереву.
Карточка № 3.
Допишите предложения, вставив подходящие по смыслу имена существительные. Определите их падеж:
Пришла ____________________. Белым снегом покрылись ________________________ и __________________________. На снегу видны _____________________ зверей и птиц. Белка надела теплую _____________________. Мышка залезла __________________. Медведь залег в _________________________. Только ходит по лесе и воет голодный _____________. Он ищет себе __________________.
Наш урок подходит к концу. Давайте посмотрим на карту успеха. Все ли довольны своими результатами? Что мы сегодня с вами вспомнили? На следующем уроке мы поговорим о разных типах склонения имен прилагательных.

 

Тимашева Нина Борисовна,
учитель первой категории,
г. Уфа, МБОУ Лицей № 52,
nbt0705@yandex

Другие новости по теме: