О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 4 класс » Русский язык » Творительный падеж имён существительных » Творительный падеж имён существительных


Цели урока:

 

2 класс

4 класс

- совершенствовать умение определять главные члены предложения.

- познакомить с особенностями имен существительных в творительном падеже, вопросами, предлогами творительного падежа;

- развивать умение определять падежи существительных по вопросам и предлогам.

 

Оборудование: карточки для самостоятельной работы по ТИО.

 

Форма организации работы учащихся: самостоятельная работа.

 

Проект урока.

 

№ п.п

Ход урока.

Время

 

1.

Организационный момент.

1 мин

 

2.

Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.

1 мин

 

3.

 

 

 

 

 

 

- Работа с тестом (4 класс)

- Повторение пройденного материала (2 класс)

 

10 мин

 

компьютеры

 

4.

Самостоятельная работа по карточкам.

30 мин

 

 

5.

Итог урока.

3 мин.

 

1. Организационный момент.

 

(Дети читают вслух с доски)

Мы — умные!

Мы — дружные!

Мы — внимательные!

Мы — старательные!

Мы — отлично учимся!

Всё у нас получится.

 

2. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.

 

У: Сегодня на уроке нам предстоит большая и трудная задача. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.

 

3.Повторение изученного материала.

У: А сейчас 4 класс выполнит небольшой тест на материал, который изучали на прошлом уроке. Время ограничено (10 минут).

- Садитесь за компьютеры, выполняйте работу.

Тест 4 класс.

 

1.Выбери верное утверждение.

 

1) Имя существительное — это часть речи.

2) Имя существительное — это самостоятельная часть речи.

3) Имя существительное — это член предложения.

4) Имя существительное — это служебная часть речи.

 

 

2.Выбери верное утверждение.

 

1) У существительных в винительном падеже всегда бывают предлоги.

2) У существительных в винительном падеже не бывает предлогов.

3) У существительных в именительном падеже никогда не бывает предлогов.

4) У существительных в именительном падеже никогда  бывают предлоги.

 

3.В каком ряду падежи стоят в правильном порядке?

 

1) И.п, Р.п, Д.п, Т.п, В.п, П.п

2) И.п, В.п, Т.п, П.п, Д.п, Р.п.

3) И.п, Д.п, П.п, Т.п, В.п, Р.п.

4) И.п, Р.п, Д.п, В.п, Т.п,П.п.

 

4. Выбери верный ответ на вопрос "Что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительног?"

 

1) Изменить имя существительное по числам.

2) Найти слово, с которым связано имя существительное, и задать от него вопрос.

3) Определить род и число имени существительного.

4) Определить род имени существительного.

 

5. Склонение имён существительных в русском языке называется

 

1) изменение по числам

2) изменение по падежам и числам

3) изменение по лицам

4) изменение по падежам и родам

 

6. В предложении Товарищ принёс необходимую вещь существительное вещь употреблено в форме

 

1) дательного падежа

2) именительного падежа

3) родительного падежа

4) винительного падежа

 

7. Начальная форма имени существительного — это

 

1) В.п единственного числа

2) Р.п. множественного числа

3) И.п. единственного числа

4) Д.п единственного числа

 

8. Выбери верное  утверждение.

1) Имя существительное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?

2) Имя существительное обозначает  предмет и отвечает на вопросы кто? что?

3) Имя существительное обозначает действие предмета и отвечает на вопросы кто? что?

4) Имя существительное обозначает  предмет и отвечает на вопросы кто? какой?

 

9. Дополни предложение.

В русском языке ..... падежей.

1) 5

2) 6

3) 4

4) 7

 

10. Выбери верный вариант ответа.

Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы

 

1) кого? чего?

2) кому? чему?

3) кем? чем?

4) кого? что?

 

 

У: 2 класс

Микроцель: постановка цели урока.

- Прочитайте предложение на доске (работа с учителем)

Белка прыгает с ветки на ветку.

У: О ком говорится в предложении?

Д: О белке. Кто? белка — это подлежащее, подчеркнём одной чертой.

У: Что говорится о белке?

Д: Она что делает? прыгает — это сказуемое, подчеркнём это слово двумя чертами.

 

У: Как мы называем эти слова в предложении?

Д: Главные члены предложения.

 

У: Сегодня на уроке мы будем совершенствовать умение находить в предложениях главные члены и называть их.

Это самое важное на уроке.

 

А теперь получите визитки, которые помогут вам в работе.

 

 

Подлежащее — главный член предложения, обозначаю о ком или о чём говорится в предложении.

Отвечаю на вопросы кто? (люди, животные, насекомые) или что?.

В предложении меня подчёркивают одной чертой.

КТО?

Например: В лесу запели птицы.

 

ЧТО?

С берёз падают тяжёлые капли.

 

Сказуемое — главный член предложения, обозначаю, что говориться о подлежащем.

Отвечаю на вопросы: что делает? что делали? что делал? что делали? что сделал? что сделали?

В предложении меня подчёркивают двумя чертами.

 

Например: В лесу (что сделали?) запели птицы.

 

У: Итак, молодцы, на доске разобрали и вспомнили, как находить подлежащее и сказуемое, а теперь давайте самостоятельно попробуем выполнить именно это.

 

- Откройте все свои тетради, запишите число, классная работа.

Девятое ноября.

Классная работа.

У: Работать мы с вами будем строго по карте успеха. Подумайте и поставьте на полях тетрадки оценку, которую вы бы хотели получить на уроке.

(объяснение по карточкам)

2 класс приступайте к работе.

 

4 класс — откройте учебник на странице 74, прочитайте вопрос Почемучки. Попробуйте сами определить тему сегодняшнего урока и что именно нам необходимо сделать на уроке.

 

Д: Познакомиться с особенностями имён существительных в творительном падеже, вопросами, предлогами творительного падежа.

У: В этом вам поможет карточка — помощница.

 

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

В единственном числе:

Мужской род

Т.п  творю кем? дяд- ей    слон — ом   Серёж — ей

 

Женский  род

Т.п творю чем? вод-ой    земл –ёй    истори- ей    реч –ью

 

Средний род

Т.п. творю чем? пол –ем   окн –ом   здании — ем

 

Во множественном числе.

Мужской род

Т.п. творю кем? дяд — ями     слон — амии

 

Женский род

Т.п.  чем? вод –ами     земл — ями      истории — ями      реч — амии

 

Средний род

Т.п. чем? пол — ями    окн — ами    здании — ями

 

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

 

Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу  ( и по предлогу) определи падеж.

 

Падеж                            Предлоги                                           Вопросы

Т.п.                        с, со, за, под, над, между, перед                кем? чем?

 

Работа по карточкам.

У: 4 класс выполняя самостоятельную рабрту обратите внимание , какие окончания имеют существительные в творительном падеже.

4 класс

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ.

 

Задания на «3»

 

1 карточка.

Прочитай. Спиши предложения. В каждом предложении найди главные члены. Определи падеж имён существительных.

 

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой — слонихой топал слонёнок.

За мамой — лисицей крался лисёнок.

За мамой — ежихой катился ежонок.

За мамой — медведицей шёл  медвежонок.

 

 

Задания на «3»

2 карточка.

Спиши текст. Выделите окончания существительных в творительном падеже.

 

      Много надо знать и уметь, чтобы стать хорошим трактористом, врачом, лётчиком, машинистом, инженером, агрономом, ткачихой или швеёй.

 

 

Задания на «4»

 

3 карточка.

Поставь вопросы и укажите падеж имён существительных.

 

Скоро наступит (что?) зима (И.п).

 

 

Правило: существительные в именительном падеже в предложении является подлежащим.

 

 

Задания на «5»

 

4 карточка.

Поставь вопросы и укажите падеж имён существительных.

 

      (Кто?) Заяц (И.п) жил подле (чего?) деревни (Р.п).

 

Задания на «5»

5 карточка

Прочитай пословицы, вставляя подходящее по смыслу слова. В вставленных словах определи в скобках падеж.

 

Не спеши языком (____), торопись ________________ ( _____ ).

Что написано пером ( ___ ), не вырубишь и ________________ ( _____ ).

Март с водой ( ____), апрель с _______________ ( ____ ).

Февраль силён метелью ( ____ ), а март ______________________ ( _____ ).

Октябрь землю покроет — где листком, где ___________________

 

Спиши, вставляя пропущенные слова. Определи падеж выделенных существительных в скобках.

 

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: топором, травой, снежком, капелью, делом.

 

 

2класс

КАРТОЧКА № 1 (задание на «3»)

 

Прочитай предложения.

Сгустились тёмные тучи.

Резко подул северный ветер.

Крупные капли торопливо забарабанили по крыше.

Бурные потоки понеслись по узким улочкам.

 

Подчеркни подлежащее одной чертой.

 

 

КАРТОЧКА № 2 (задание на «4»)

Прочитай предложения.

 

Наступила долгожданная весна.

Потекли по дорогам весенние ручьи.

Скоро прилетят грачи.

 

Найди и подчеркни сказуемое двумя чертами.

 

 

КАРТОЧКА № 3 (задание на «5»)

Прочитай предложения.

 

Улыбнулось из-за тучи солнышко. Затих тёплый дождь. С берёз падают тяжёлые капли. В лесу запели птицы.

 

Прямо в карточке подчеркни подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.

Выпиши в тетрадь из каждого предложения главные члены предложения.

 

 

5. Итог урока.

У: Молодцы! Вы почти, что все хорошо поработали. Подведём итог урока.

4 класс

- Что изучали на уроке?

- Что узнали об этом падеже?

- По каким грамматическим признакам мы можем отличить существительные в творительном падеже?

Д: вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончание.

 

2 класс

- Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

- На какие вопросы отвечает подлежащее и сказуемое?

 

- Посмотрите на карту успеха. (выставляются оценки за урок)

 

МОУ «Кушмангортская основная общеобразовательная школа»

Урок русского языка

Классы 2,4

Учитель Юркина Ольга Леонидовна

9 ноября 2010 год

Другие новости по теме: