Цели урока:
1. Развивать умения отличать именительный падеж от винительного падежа.
2. Развивать навыки определения главных и второстепенных членов предложения.
3. Развивать самостоятельность, умение классифицировать, обобщать.
Оборудование: карточки с заданиями, учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О .В.Пронина «Русский язык. Учебник для 4 –го класса . В двух частях. Часть 1» — М.: Баласс; Школьный дом,2010 г; рабочая тетрадь Голубь В. Т. «Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. Практическое пособие для начальной школы» — Воронеж : ИП Лакоценин С. С.,2010.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Орг. момент.
Целеполагание.
|
2 мин
|
Знакомит с темой урока и с целью
|
Ставит себе цель выполнить задания, достичь той отметки, которую желает получить за урок.
|
2.
|
Самостоятельная работа.
|
40 мин
|
Дает задание
|
Выполняют задания на классных тетрадях и делают самопроверку
|
Дает задание, проверяет выполнение каждого номера отдельно
|
Работают на карточках и в рабочих тетрадях
|
3.
|
Рефлексия
|
2
мин
|
Подводит итог урока
|
Сравнивает результат таблицы с предполагаемым результатом
|
4.
|
Индивидуальное домашнее задание
|
1
мин
|
Дает домашнее задание
|
Желающие записывают домашнее задание в дневник
|
Ход урока.
1. Организационный момент.
Целеполагание.
Учитель:
Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.
Мы сегодня на уроке научимся отличать именительный падеж от винительного падежа и выясним какими членами предложения они будут являться .
Подумайте, какую отметку вы бы хотели получить за урок. Напишите на полях желаемую отметку. Кто желает получить отметку «3» достаточно выполнить упражнение 133 (стр.104) по учебнику. Кому нужна «4» — дополнительно выполняют задание на карточке № 1, затем в рабочих тетрадях выполняют упражнение №6 (стр.62) и упражнение №7(стр.64) . Отметку «5» получат те, которые дополнительно смогут правильно выполнить упражнение 136(стр.106).Ребята, для того, правильно выполнить каждое упражнение, вам необходимо прочитать правило на странице 105.Желаю всем успехов!
II. Самостоятельная работа:
1. Работа по учебнику (стр.104 упражнение 133)
Спиши предложения. Подчеркни главные члены. Укажи падеж выделенных существительных.
1. В океане затерялся необитаемый остров. Мореплаватели открыли необитаемый остров.
2. Мы увидели этот город ранним утром. Город утопал в зелени садов.
3. Ребята прочитали рассказ К.Паустовского «Кот-ворюга».Этот рассказ рассмешил всех.
Прим.: на отдельных листах учитель заранее готовит правильно выполненное упражнение, ученики делают самопроверку.
2. Выполнение заданий на карточках .
Вставьте окончания имен существительных:
И.п. яблоня горшочек зелень
Р.п. яблон… горшочк… зелен…
Д.п. яблон… горшочк… зелен…
В.п. яблон… горшочек зелень
Т.п. яблон… горшочк… зелень…
П.п. яблон… в горшочк… в зелен…
3. Выполнение заданий в рабочих тетрадях ( стр.62 №6)
Просклоняйте по падежам существительное «волна».
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
4. Выполнение заданий в рабочих тетрадях (стр.64 №7).
Просклоняйте по падежам существительное «мышь».
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
5. Работа по учебнику (стр.106 упр.136).
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите падеж выделенных существительных.
Н_хмурилась елка, и стало т_мно.
Трещ_т ог_н_ки , д_горая.
И смотрит из снежного леса в окно
Скво_ь изморо_ь елка другая.
Л_сная д_карка стучится в ст_кло,
Нарядной подруге кивая.
Пусть дов_рху снегом ее зан_сло, -
Она и под снегом ж_вая!
III. Рефлексия.
Учитель: Ребята, назовите вопросы именительного падежа. (Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы кто? что?)
Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? (Имя существительное в именительном падеже в предложении является главным членом — подлежащим).
Назовите вопросы винительного падежа. (Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы кого? что?)
Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?
(Имя существительное в винительном падеже в предложении является второстепенным членом ).
Правильно, объект действия, обозначенный именем существительным в В.п.,является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, читать рассказ)
Ребята, а сейчас сравните, пожалуйста, желаемую отметку с реальной отметкой.
IV. Индивидуальное домашнее задание.
Учитель: Нурисламова Лейсан Бариевна
Гимназия № 2 Казань
gym002@bk.ru