Автор учебника по программе Б. М. Неменского
Цели и задачи урока:
- знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира;
- закрепление знаний о жанре анималистки;
- повтор изученного о «тёплых» и «холодных» цветах, цветовом круге, контрастных цветах;
- закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, световыми и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности;
- развития эстетического отношения к действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно — декоративные.
Проект урока
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Время
|
1
|
Организационный момент. Тема. Целеполагание
|
Приветствие. Сообщение темы.
|
Знакомство с планом урока
|
2 мин
|
2
|
Сообщение темы урока. Беседа. Загадки
|
Знакомство детей с темой урока. Объяснение (демонстрация иллюстраций.)
|
Просмотр и участие в беседе
|
5 мин
|
3
|
Выполнение теоретических заданий с использованием методических таблиц
|
Вопросы к заданию по методической таблице (демонстрация таблицы.)
|
Участие, рассмотрение и обсуждение задания
|
4 мин
|
4
|
Практическое выполнение задания
|
Раздача заданий и их выполнение. Индивидуальная помощь обучающимся.
|
Самостоятельное выполнение и закрепление темы урока
|
25 мин
|
5
|
Подведение итогов занятия.
|
Организация показа лучших работ, анализ работ
|
Самостоятельное выполнение и закрепление темы урока
|
3 мин
|
6
|
Домашнее задание
|
Сообщение домашнего задания
|
Запись домашнего задания
|
1 мин
|
Стенограмма. Урок по изобразительному искусству раздела «Реальность и фантазия» «Ты изображаешь, украшаешь, строишь», даёт возможность знакомству с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира, закрепление знаний о жанре анималистики. Повторению изученного материала о «тёплых» и «холодных» цветах, цветовом круге, контрастных цветах. Развития эстетического отношения к действительности.
Оборудование урока: для учащихся — гуашь (2-3 краски или холодная или тёплая гамма), крупные и мелкие кисти, лист цветной или тонированной бумаги. Фотографии и открытки с изображением птиц или книги с изображением птиц.
Зрительный ряд: слайды с фрагментами из сказок; слайды реальных птиц; методические таблицы «Цветовой круг», «тёплые и холодные цвета»; «творческая переработка природных форм в декоративные»,.
Литературный ряд: загадки
Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.
Ход урока.
I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре и других народов мира (демонстрация иллюстраций.) — Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? ( Финист — ясный сокол», А.Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар — птица в сказке П. Ершова «Конёк — горбунок», Метуш — попугай в сказке Я. Бжехвы «Академия Пана Кляксы», серены в греческих мифах, птица Феникс в восточных сказках, Сова в книге «Винни — Пух»...
Загадки (демонстрация реальных птиц) В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит «Филипп-Филипп», Кеше пить быстрее дай,
Кто же это — (Попугай)
По ночам летает
На охоту
Днем не видит
Да и спать охота. (Сова)
Другой такой птицы вы не найдёте — Вместо собаки помощник в охоте. (Сокол)
Вот так птица — какова! И не спутаешь с другой. Может, это цифра два? Шея выгнута дугой! (Лебедь)
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно Выслушивать изволь: — Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети. Свет потух. Молчи, горластенький ... (петух).
Удивительный Факир
Изумил хвостом весь мир.
Распустил хвоста колоду
Яркой радуге в угоду. (Павлин)
Ребята, обратите внимание на слайды! Птиц можно не только изображать в цвете, их образ можно получать методом наклеивания, вырезания, высекания, вышивания, плетения. Полученное изделие может украсить наш быт (демонстрация изделий украшающие быт).
Должен ли художник, создающий подобные изображения, знать птиц, их повадки? Можно ли отнести создание такого художественного образа к жанру анималистики?
III. Выполнение упражнений на освоение «тёплых и холодных» цветов (демонстрация цветового круга). Ребятки, давайте вспомним, какие цвета относятся к «тёплым» (красный, жёлтый, оранжевый), «холодным» (синий, голубой, фиолетовый) цветам? Какую краску нужно добавить, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? (Белый) А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (Чёрный.)
IV. Работа над заданием (демонстрация творчески переработанных форм с реальных птиц). Самостоятельная работа учащихся: «Птица — фантазия «Сказочная птица» (звучит музыка).
Вам раздаются листочки с изображением сказочных птиц. Вы должны выбрать холодные, либо тёплые цвета и их оттенки, и раскрасить. Фон выполнить в противоположном цвету птицы колорите (например: птица в «тёплом» — фон в «холодном», и наоборот).
V. Итог урока. Анализ работ.
Домашнее задание: гуашь, картон, посмотреть картинки с узорами паутины
1. (А) — оценка «3», (правильность выбора набора цветов по заданию) 2. (Б) — оценка «4», (количество подбираемых оттенков) 3. (В) — оценка «5», (завершение работы в соответствии птица — фон («тёплый — холодный», и наоборот)
В процессе самостоятельной работы проводится индивидуальный анализ работ, сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.
Скачать дополнительные материалы к уроку realnost.zip [3.93 Mb]
Непочатых И. Е.
МООШ № 4 krasna4@mail.ru
г. Красновишерск