Цели урока:
Образовательные: создать условия для актуализации и упорядочения знаний детей об однокоренных словах; формировать представления о корне слова, однокоренных словах; формировать умение в подборе родственных слов, выделении корня в однокоренных словах.
Развивающие: развивать умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развивать познавательный интерес к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости;
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного процесса к русскому языку.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Оборудование урока:
-презентационное сопровождение урока;
-компьютер, проектор; карточки.
Ход урока:
Этапы урока
|
Время
|
Рефлексия Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.Организацион-ный момент
|
1мин
|
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
|
|
2.Актуализация знаний.
|
1мин
|
-Вспомните, что такое родственные слова?
-Задание — шутка
«Родня ли Гусеница Гусю?»
- Вы кто такие?
-Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
- А ты кто?
- А я ваша тётка-гусеница.
- Есть ли в этом рассказе родственники? Почему?
|
Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.
Нет. У слов общая часть, но разные значения.
|
3. Чистописание
|
5 мин
|
Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
Ч, ч
Словарная работа.
Учитель, учит, учительница.
Что заметили?
|
Записывают буквы и слова в тетрадь.
|
4. Рефлексия
|
1мин
|
Сегодня мы опять работаем по карточкам. Вы решите для себя, какую оценку хотите заработать. Напишите в солнышке.
Вы знаете, что чтобы получить 3-нужно выполнить задания первой карточки,4- второй карточки и 5- третьей карточки.
В добрый путь.
|
|
5.Самостоя-тельная работа.
|
20мин
|
Проверяет выполнение заданий по карточкам.
|
Чтение правила на карточке 1.
Выполнение заданий
|
6.Подведение итогов. Рефлексия и оценивание
|
7мин.
|
в) Вопросы:
- Что такое корень?
- Какие слова называются однокоренными?
Выставление оценок по результатам выполненных заданий.
|
|
7. Домашнее задание
|
1мин.
|
Закончить работу по карточкам тем, кто не успел выполнить в классе.
|
|
Запомни!
1)Общая часть родственных слов называется корнем.
2)В корне заключено главное значение слова.
3)Корни родственных слов пишутся одинаково.
4)Родственные слова, имеющие общий корень называют однокоренные, например:
шутка, шутить, шут, шутливый
Инструкция: как найти корень слова
1 шаг: смотрю значение слова
2 шаг: подбираю «родственников»
3 шаг: выделяю общую часть
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно:
изменить слово (трава — травы, холмы — холм)
или
подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный стал ударным!
( коза — козлик, ледок — лёд)
Карточка №1
1.Образуй однокоренные слова по заданным вопросам. Выдели корень
что? крик,
какой? ...
что делать? ...
2.Подбери однокоренные слова и выдели корень
гусиный, ..., ...,
садовник, ..., ...,
рыбный, ..., ...,
3. Замени сочетание слов одним словом. Выдели корень в однокоренных словах.
Суп из рыбы — рыбный,
шкаф для книг — ..,
дом из кирпича — ...,
сок сливы — ... .
4.Запиши только корни данной группы однокоренных слов.
Наварить, отвар, варенье: образец: – вар — ,
Постарел, старик, старость: -...-
Приносить, поднос, носилки: -...-
Зародился, родина, порода, родной: -...-
Лётчик, улетел, полёт, перелётный: -...-
Карточка№2
1.Какое слово здесь лишнее?
Гора, горит, горняк, пригорок.
Вода, водяной, водитель, водный.
Лето, летать, полёт, лётчик.
Смех, смешить, смешать, смешинка.
Спиши только однокоренные слова. Выдели корень.
Поставь ударение. Подчеркни слово с ударным гласным в корне.
2Подбери пару однокоренных слов. Запиши пары, выдели корень.
буква зимний
ходить букварь
зима поход
3.Какое слово является проверочным для безударной гласной?
Звонить, звонок, звонкий.
Светлячок, светлый, светлеет.
Лежать, лежанка, лёжа.
Сидя, сиденье, сидеть.
Спиши. Проверочное слово пиши первым.
Поставь ударение. Выдели корень в однокоренных словах.
4.Запиши безударную гласную в словах по образцу: дома — домик.
Дома, мосты, сады, мячи, дворы, шары, ковры.
Карточка№3
1.Прочитай, вставляя слова грачиное, грачата, грачонка.
Вдруг на кота налетел грач и клюнул его прямо в нос. Там пищали ... .Кот так и свалился на землю. Залез кот на дерево и хотел схватить ... . Кот увидел на дереве ... гнездо.
Озаглавь текст. Спиши предложения так, чтобы получился связный рассказ. Найди однокоренные слова, выдели корень.
2.Спиши. Рядом припиши однокоренное слово, которое отвечает на вопрос какой? Обозначь ударение и корень.
Полёт в космос — космический,
берег моря — ...,
костюм для спорта — ...,
нож из стали — ...,
труд с пользой — ... ,
блюдо из мяса — ... .
3.Запиши, как называют:человека, который:
строит дом; кладет печи; убирает двор; учит детей; работает на тракторе.
Используй слова для справок: тракторист, печник, строитель, дворник, учитель.
В родственных словах выдели корень.
Павлова Элеонора Васильевна. Школа № 68. Уфа