О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 3 класс » Русский язык » Состав слов » Состав слова. Закрепление полученных знаний.


Цели урока:

1. Повторить знания учащихся о морфемном составе слова и  о  роли  корня и  окончания .

2. Развивать  речь учащихся, навык анализа

3. Воспитывать интерес к родному языку .

 

Задачи урока:

1.Формировать умение классифицировать части слова.

2.Формировать навык самостоятельного разбора слова.

3.Обучать тестовой работе с помощью компьютера.

 

Оборудование: Компьютерный класс, экран, проектор, учебник, тетради.

 

№ п/п

Вид работы

Время

мин

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Оргмомент.

1 мин

 9.35-9.36

Объявление темы

Определяют цель

2

Минутка чистописания.

 

Рефлексия.

5 мин.

9.36-9.41

1 мин.

9.41-9.42

Работа на доске и в тетради.

Работают в тетради.

3

Самостоятельная работа по карточкам.

28 мин.

9.42-10.10

Помогает и проверяет выполнение работы.

Работают по карточкам.

4

Рефлексия. Проверка усвоения.

4 мин.

10.10-10.14

Проверяет целеполагание.

Соотносят поставленную цель с результатами работы

5

Подведение итогов работы.

1 мин.

10.14-10.15

Работа  по вопросам учителя.

Отвечают на поставленные вопросы.

 

Стенограмма урока.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

( Запись на экране)

Ж ц ч с ш щ о й ч с ж т ш а ч в щ й с ч л щ ч ц о ж ц в щ а й

(задание: убрать все только твёрдые и  все только мягкие, прочитать тему урока)

- Какие вы буквы убрали?

- Что у вас получилось? (состав слова)

2. Чистописание.

-Сегодня мы повторим, как пишется буква П. 

Пекарь пёк калачи в печи. (доска) (работа над скороговоркой)

Какие согласные звуки в этой скороговорке произносятся чаще других?

ПК пропишите целую строку.(всю строку)

3. Работа по теме урока.

А) классификация слов по признаку родственных слов

(на экране  слова, их нужно распределить  по группам)

-Гриб, горка, грибок, лес, лесной, горняк, садовый, лесок, гора, грибной, грибник, сад, садик, горный, лесовик, садовник.

-Сколько групп у вас получилось и почему?

(4 группы, в каждую группу входят родственные слова)

- Как по-другому называются родственные слова?

(Однокоренные)

- Какие слова мы можем назвать однокоренными?

(Слова, которые имеют общую часть)

- Какой второй признак однокоренных слов?

(Они должны быть сходны по смыслу)

Б) Анализ слов

- Задание: исключить в ряду лишнее слово. Доказать, что оно лишнее, разобрать слова по составу.

( на экране 2 ряда слов)

Гусь, гусыня, гусеница, гусята, гусиная.

Циркуль, циркачи, цирк, цирковой.

Сегодня мы опять работаем по карточкам. Чем больше карточек вы сделаете, тем выше оценка.

Какую оценку вы хотите заработать на уроке?

Поставьте оценку в уголке листка.

4. Самостоятельная работа.

 

Выполняется  за компьютером или по карточкам.

Состав слова.

1.Выбери верное утверждение:

   а) общая часть родственных слов не является корнем;

   б) общая часть родственных слов называется  корнем;

   в) корень — изменяемая часть слова.

 

2. Чтобы найти корень, надо …

   а) изменить форму слова;

   б) подобрать однокоренные слова;

   в) подобрать слова с одинаковыми сочетаниями букв.

 

3. Как называется часть слова без окончания?

   а)  корень;  б) основа;   в) суффикс. г) приставка

 

4. Чтобы определить окончание, надо…

   а)  подобрать однокоренные слова;

   б)  изменить форму слова по вопросам;

 

5. Какие слова являются однокоренными?

   а) слова, образованные от одного и того же  корня;

   б) слова, образованные от разных корней.

 

6. Что такое основа?

   а)  всё слово без окончания;

   б)  всё слово без окончания и суффикса.

 

7. Укажи слова, состав которых соответствует схеме: «корень, окончание».

   а)  хитрый   б)  цветы   в)  изгиб    г)  лесной   д)  детки   е) береза

 

8. Найди верное утверждение.

а)  окончание — это изменяемая часть слова;

б)  окончание — это неизменяемая часть слова;

в)  окончание — это главная часть слова.

 

Какое слово не является однокоренным?

а)  носит б)  нос  в)  носатый   г)  носишко

 

В каком ряду дано верное определение «окончания»:

стоит после корня и служит для образования новых слов

изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении

общая часть однокоренных слов

стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении

 

В каком ряду перечислены части слова:

существительное, прилагательное, корень, окончание

существительное, прилагательное, глагол, предлог

приставка, корень, суффикс, окончание

подлежащее, сказуемое, второстепенные члены

 

В каком ряду записаны однокоренные слова:

вода, водолаз, водитель

лес, у леса, к лесу, о лесе

повар, сварка, варит

гора, пригорок, пригорюнился

 

Что такое корень? Отметьте правильное утверждение.

Часть слова, которая служит для образования новых слов.

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Общая часть родственных  слов.

 

 Обозначь в словах корень.

            Поднёс, чистенький, берёзка, баянист, крупинка, сахарница,

           примерка,  сумочка, уплатил.

 



 

 

15.   В каком ряду слово соответствует схеме:

1. перелесок  2. рыбка   3. дубы   4. выходы

 

16.  В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

1. домик, грядка, вазочка

2. вход, запуски, сговор

3. подоконник, отлёт, повара

4. стол, дерево, книга

 

Дополнительная карточка

1. В какой части слова заключается значение слова?

А) приставка   б) суффикс  в) корень   г) окончание

2. Как называется изменяемая часть слова?

А) приставка   б) окончание  в) суффикс

4. Какое слово лишнее в ряду: Нос, носик, носильщик, носатый

А) нос  б) носильщик  в) носатый

 

5. Рефлексия.

8. Итог урока

- Что мы сегодня повторяли?

- Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?

- Чем наш урок непохож на все остальные?

- Какой вид работы на уроке вам больше всего понравился?

 

МОУ Лицей №68 г.Уфа

Павлова Элеонора Васильевна

babel61@mail.ru

Другие новости по теме: