О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 2 класс » Русский язык » Части слова » Определение приставки. Наблюдение над ролью приставки в слове.


УМК «Школа 2100»  

Цели: Наблюдать над ролью приставки в слове, развивать умение находить приставку в слове, сформулировать с детьми определение приставки, совершенствовать устную и письменную речь, формировать интерес к слову, развивать самостоятельность в освоении нового материала.

 

№ этапа

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

2 мин.

Создание благоприятной атмосферы

Настрой на положительные эмоции

2.

Орфографическая пятиминутка. Повторение пройденного.

10 мин.

Анализ слова Отечество.

Беседа по вопросам на изученные темы.

Создание проблемной ситуации. Цели урока.

Коллективная работа в орфографической тетради.

Отвечают  на поставленные вопросы.

Ставят цель: достичь той отметки, которую желают получить.

3

Самостоятельное изучение теоретического материала

20 мин.

Делит класс на 2 варианта, раздает теоретический материал, оказывает индивидуальную помощь.

Знакомятся с теоретическим материалом, выполняют задания.

Отмечают свои достижения на карте.

4

Рефлексия

5 мин.

Подводит итог, анализирует таблицу.

Сравнивают результаты таблицы с предполагаемым результатом.

5

Индивидуальные задания

3 мин.

Подобрать примеры на изученное правило, выполнить задание по выбору.

Записывают задание

 

1. Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, забудьте все свои обиды и настройтесь на серьезную работу. Я желаю Вам успехов!

 

2. — Откройте орфографические тетрадочки на странице 28.

- Выполним первое задание. Расшифруйте и запишите слово. Что у вас получилось? (Учитель записывает слово на доске Отечество).

- Какой слог в слове ударный? (Второй). Подчеркните в слове места, в которых можно допустить ошибки.

- Давайте определим лексическое значение слова Отечество. Какой смысл вложен в это слово? Ваши предположения. Проверим себя. Задание 2.

- Подберите и запишите близкие по смыслу слова.  (Отчизна, Родина).

- Составьте из данных частей предложения пословицы. Найдите слово противоположное по значению слову «родина».

 

Родина  — мать,

что соловей без песни.

Человек без Родины,

во сне снится.

 На чужбине родная  землица

умей за нее постоять

 

- Молодцы ребята! А теперь скажите,  какой раздел учебника мы сейчас изучаем? (Части слова).

- С какими частями слова мы уже познакомились?  (Корень, суффикс).

- Дайте определение этим частям слова. Приведите примеры.

- На доске я записала слова. Ответьте, на какие группы их можно разделить, учитывая схемы слов? (На 2 группы).

- Какие слова не соответствуют схемам? (Заморозки, приморский).

- Как Вы думаете, с какой частью слова мы познакомимся сегодня? (С приставкой.)

- Сейчас Вы самостоятельно изучите теоретический материал и постараетесь выполнить те задания, которые я приготовила. Для того чтобы получить «3» достаточно выполнить задания части А. Чтобы получить «4» необходимо выполнить часть В. И, наконец, чтобы получить «5» необходимо выполнить часть С. Для тех, кто справится с заданиями, я приготовила дополнительные упражнения. Значит, есть возможность получить не одну, а несколько оценок. Поставьте на полях ту оценку, которую вы хотели бы получить за урок. В конце урока сравним и увидим, смогли ли вы достичь поставленной цели.

 

4. Подведение итогов.

- Приставка- это часть слова?

- Где она стоит в слове?

- Для чего нужны приставки? Что образуем с их помощью?

- Может ли слово состоять из одной приставки?

5. Домашнее задание по выбору учащихся.

 

Теоретическая часть.

 

Состав слова. Приставка.

1.  Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

2. Приставки пишутся со словами слитно!

                         Перед корнем есть приставка,

                         Слитно пишется она

                         Ведь при помощи приставки

                         Образуются слова.

Приставки: по, про, до, у, с, со,  от, пере, пред, при, вы, на, за, из.  

Например, образуем новые слова от глагола бежал с помощью приставок: побежал, пробежал, добежал, убежал, сбежал, отбежал, перебежал, прибежал, выбежал, забежал.  

 

Вариант 1.

Часть А.

1. Спишите. Выделите корень и приставку. Сравните однокоренные слова по смыслу.

Бег  -  побег, разбег, побег.

Лет — вылет, полет, прилет.

   

 2. Спишите слова. Выделите корень и приставку.

Вывоз, пригород, соавтор.

 

3. Прочитайте слова.  Спишите, выдели приставки.

Пришкольный, приморский.  Дошкольный,  досрочный.

 

Часть В.

 

1. Прочитайте слова.  Образуйте от них как можно больше слов с разными приставками.

Строить, ехать.

 

Приставки (на, за, при, до, от, пере, с, вы).

 

2. Подберите к данным словам однокоренные глаголы с противоположным значением. Например: пришел — ушел. Выделите корень и приставку.

Вылетел, завязать, вполз.

 

Часть С.

 

1. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Выделите их.

 Из-за оз..ра (до, вы)плывают орлы. Они (вы,на)деляются грозными силуэтами на фоне (про, за)катного солнца. (По, ис)пуганный их внезапным (за, по)явлением (за, по)мирает весь пернатый мир.

 

Домашнее задание (по выбору 1 или 2)

 

1. Спишите текст. Выделите все приставки. От слов заиграли, прибежал образуйте однокоренные слова с новыми   приставками.

Миша наклонился и прижал пруж..нку пал..чиком. Пруж..нка (с) силою развилас.., валик сил..но зав..ртелся, м..л..точ..ки   застуч..ли, к..локол..чики заиграли и пруж..нка лопнула. Все умолкло, валик ост..новился, м..л..точ..ки попадали, к..локол..чики св..рнулись  на ст..р..ну, солнышко повисло, домики изл..мались.     (По В. Одоевскому)

  1. Упражнение 113. Дидактический материал.
  2.  Выучите правила! Не забудьте привести свои примеры.                                       

Теоретическая часть.

 

Состав слова. Приставка.

1. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

2. Приставки пишутся со словами слитно!

 

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она

Ведь при помощи приставки

Образуются слова.

Приставки: по, про, до, у, с, со,  от, пере, при, пред,  вы, на, за, из.

Например, образуем новые слова от глагола бежал с помощью приставок: побежал, пробежал, добежал, убежал, сбежал, отбежал, перебежал, прибежал, выбежал, забежал.  

 

Вариант 2.

Часть А. 

 

1. Спишите. Выделите корень и приставку. Сравните однокоренные слова по смыслу.

Лет — вылет, полет, прилет.

Ход  — приход, поход, выход.

 

2. Спишите слова. Выделите корень и приставку.

Изгиб, закат, разбег.

 

3. Прочитайте слова.  Спишите, выдели приставки.

Пригородный,  привокзальный.  Предновогодний,  предпраздничный.

 

Часть В.

 

Прочитай слова.  Образуй от них как можно больше слов с разными приставками.

Думать, говорить.

 

Приставки (на, за, при, до, от, пере, вы).

 

2. Подберите к данным словам однокоренные глаголы с противоположным значением. Например: пришел — ушел. Выделите корень и приставку.

Вбежать, утащил, принес.

 

Часть С.

 

 1. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Выделите их.

(Пре, со) кратили драку селезни. (С, при)молкла лебединая (за, пере)кличка. Орлы (до, над)зором (вы,об)л..тают  ..зера.

 

Домашнее задание (по выбору 1 или 2 ).

 

1. Спишите текст. Выделите все приставки. От слов заиграли, прибежал образуйте однокоренные слова с новыми приставками.

Миша наклонился и прижал пруж..нку пал..чиком. Пруж..нка (с) силою развилас.., валик сил..но зав..ртелся, м..л..точ..ки застуч..ли, к..локол..чики заиграли и пруж..нка лопнула. Все умолкло, валик ост..новился, м..л..точ..ки попадали, к..локол..чики св..рнулись на ст..р..ну, солнышко повисло, домики изл..мались.     (По В. Одоевскому)

 

2. Упражнение 113.  Дидактический материал.

 

3. Выучите правила! Не забудьте привести свои примеры (для всех).

 

Искандарова Елена Александровна. 
Лицей № 68 Уфа
lyceum68ufa@mail.ru

Другие новости по теме: