Автор учебника: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.
Цели:
1) развитие умения анализировать приставку как часть слова;
2) проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения данной темы;
3) развивать профессиональное проблемное мышление;
4) разобрать сложные случаи определения приставок;
5) воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.
Оборудование: учебник, лекции с дополнительным материалом, карточки с вопросами, справочники.
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1.
|
Организационный момент. Целеполагание.
|
Сообщение
темы и цели урока.
|
Ставят перед собой цель ответить на все вопросы и достичь желаемой оценки
|
2 минуты
|
2.
|
Ответы на вопросы части А, В, С
|
Раздает вопросы, проверяет индивидуально, помогает в затруднениях.
|
Ученики самостоятельно отвечают на вопросы.
|
27 минут
|
3.
|
Ответы на предыдущие задания, мини-обсуждение.
|
Слушает несколько ответов.
|
Отвечают устно.
|
7 минут
|
8.
|
Рефлексия.
|
Подводит итог урока.
|
Сравнивают и оценивают свои результаты.
|
3 минуты
|
9.
|
Домашнее
задание.
|
Объясняет задание, предлагает выполнить задание С тем, кто не успел на уроке.
|
Записывают задание.
|
1 минута
|
Ребята, все мы помним, что морфемика — это раздел науки о языке, изучающий части слова. А какие части слова мы знаем? Мы помним, что приставка, суффикс меняют лексическое значение слова.
Корень является общей частью для всех однокоренных слов.
Окончание сообщает грамматические признаки слова. Сегодня мы посвятим наш урок работе с такой морфемой, как приставка.
Часть А. Ответьте на вопросы:
- Что такое морфемика?
- Что такое морфема?
- Дайте определение приставки как морфемы.
Часть В. Задание 1. Подберите слова с приставками, противоположными по смыслу:
Сложить, приплыть, прийти, присоединить, разобрать, застегнуть, рассредоточить, вывести, отвернуть, завязать, убежать, принести, убавить, закрыть, выиграть.
Задание 2. Выпишите слова, в которых нет приставки.
Надоумить, намерение, надрывать, надувать, надломить, подогнуть, подушка, подозрение, подоконник, подолбить, надорвать, надоконный, надолго, надобность.
Задание 3. У данных слов выделите приставки.
Необозримый, бесстрастный, беспристрастный, безвыездно, передавать, пересдавать, соразмерный, примерный, растолковать, перераспределение, восклицать, израсходовать.
Часть С. Задание. Прочитайте внимательно текст и выпишите все слова, образованные приставочным способом.
В Древнем Риме декабрь назывался December (от латинского слова «decem» — десять), так как первоначально был десятым месяцем года. В древней Руси он тоже занимал 10 место и лишь в 1700 году стал последним. Древнеславянское имя декабря — студень: на всю зиму землю студит, стужей вьет. Другой вариант — хмурень, то есть пора хмурого неба и ранних сумерек. Зима по народному поверью ходит в медвежьем полушубке, на ногах ступы — сапоги на волчьем меху. А на голове у неё красуется кика, или кочка — женский головной убор. Кика венчалась одним или двумя рогами, потому что наши предки почитали рогатый скот.В русских говорах декабрь величают поэтично: ветрозвон, ознобень, заморозь — настоящий первый месяц зимы с ее морозами, холодными ветрами и снегопадами. Ветром гнёт, замораживает воды, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет. Это студеный месяц — стужило и стужайло, ледяные и морозные ворота зимы, зимник, полноправный зимний месяц, лютовей и лютень — лютует матушка-зима. В декабре замерзают реки, поэтому он — ледостав и рекостав. Он год кончает, зиму начинает — полночь года, самый темный месяц, темная ночь года, шапка зимы, канун новогодья. Иногда на Руси называли декабрь так: просинец — в холодном небе нет-нет да проглянет голубая просинь.
Домашнее задание. Творческое: придумать лингвистическую сказку — миниатюру о любой морфеме, можно проиллюстрировать.
МОУ Лицей №52, г. Уфа
Землиханова Гюзель Марсовна
Samig.gyuz@mail.ru