Автор учебника: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.
Цели:
1) развитие умения анализировать значимые части слова;
2) проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения данного раздела;
3) развивать профессиональное проблемное мышление; Повторить правописание букв з/с на конце приставок;
4) разобрать сложные случаи правописания чередующихся корней –лаг-/-лож-; -кас-/-кос-; -раст-\-ращ-/-рос-;
5) повторить правописание о/ё после шипящих в корне слова;
6) повторить правописание и-ы после ц;
7) воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.
Оборудование: учебник, лекции с дополнительным материалом, карточки с вопросами, справочники.
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1.
|
Организационный момент
. Целеполагание.
|
Сообщение
темы и цели урока.
|
Ставят перед собой цель ответить на все вопросы и достичь желаемой оценки
|
2 минуты
|
2.
|
Ответы на вопросы части А, В, С
|
Раздает вопросы, проверяет индивидуально, помогает в затруднениях.
|
Ученики самостоятельно отвечают на вопросы.
|
27 минут
|
3.
|
Ответы на предыдущие задания, мини-обсуждение.
|
Слушает несколько ответов.
|
Отвечают устно.
|
7 минут
|
8.
|
Рефлексия.
|
Подводит итог урока.
|
Сравнивают и оценивают свои результаты.
|
3 минуты
|
9.
|
Домашнее
задание.
|
Объясняет задание, предлагает выполнить задание С тем, кто не успел на уроке.
|
Записывают задание.
|
1 минута
|
Ребята, все мы помним, что морфемика — это раздел науки о языке, изучающий части слова. А какие части слова мы знаем? Мы помним, что приставка, суффикс меняют лексическое значение слова.
Корень является общей частью для всех однокоренных слов.
Окончание сообщает грамматические признаки слова. Сегодня мы посвятим наш урок заключительной работе с разделом «Морфемика». Давайте вспомним изученные правила в данном разделе и приступим к выполнению итоговой работы в программе Классмейт. Интерактивный вариант работы прилагается (так же будет предложен вариант итогового тестирования в печатной форме). Прослушивание и оценивание результатов. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Часть А. Ответьте на вопросы:
Что изучается в морфемике?
А) Части слова;
Б) Части речи;
В) Звуки;
Г) Члены предложения.
2. Как мы определяем, какую гласную нужно писать в корнях –лаг-/-лож-?
А) Если корень находится под ударением, пишется буква А;
Б) Если корень находится под ударение, пишется буква О;
В) Если после корня следует суффикс А, в корне пишется буква А;
Г) Если после корня следует суффикс А. в корне пишется буква О.
3. Правописание букв О/Ё после шипящих в корне слова определяется ударением. Под ударением пишем Ё, без ударения — О. Исключения составляют пять слов: шов, шорох, шомпол, капюшон, крыжовник.
А) Истина;
Б) Ложь.
Часть Б. Решите 10 предлагаемых вариантов теста. Для верного решения необходимо вспомнить ВСЕ изученные в данном разделе правила:
Укажите неправильное написание:
А) воСхождение на вершину;
Б) раЗчетный счет;
В) череСчур много;
С) воСполнить пропущенное.
2. Укажите верное написание:
А) беЗграничное доверие;
Б) пламенное восзвание;
В) разформировать полк;
Г) иЗтратить деньги.
3. Укажите вариант ответа, где все слова написаны в ряду без ошибок:
А) шОфер, капюшЁн, шЁрстка;
Б) жОлудь, чОрный, чЁтность;
В) четкость, ШОтландия, шОрох;
Г) щоголь, щЁтка, крыжЁвник
4. Укажите вариант ответа, где нужно на месте пропуска написать букву Ы:
А) новые ц..новки;
Б) сухой ц..корий;
В) болеть ц..нгой;
Г) перелетные птиц..
5. Укажите вариант ответа, где нужно на месте пропуска написать букву И:
А) черепаший панц..рь;
Б) ц…ганский табор;
В) забавный ц..пленок;
Г) куц..й хвост.
6. Укажите вариант с ошибкой в написании слова:
А) смуглолицЫй;
Б) встать на цИпочки;
В) красивая цИния;
Г) цИанистый калий.
7. Укажите вариант ответа, где все слова в ряду написаны без ошибок:
А) отрАсль, раЗчет, рассчитывать;
Б) Ростов. рАстовщик, пролАгать;
В) прикАсаться, прилОжить, рОстение;
Г) цИнизм, цИвилизацИя, шЁлк.
8. Укажите вариант ответа, где на месте пропуска следует написать букву А:
А) Мы подписались на прил..жение к журналу.
Б) Воля и труд человека дивные дива тв..рят.
В) Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик..саясь мордочкой до кушанья.
Г) Он весь съежился от этого прик..сновения.
9. Укажите вариант ответа, написанный без ошибки:
А) излАгать мысли вслух;
Б) зарОсти травой;
В) вырОщенные огурцы;
Г) проверить излАжения.
10. Укажите вариант ответа, где все слова написаны неверно:
А) шОрстка. решЁтка, шОв;
Б) Шёпот, шОрох, крыжЁвник;
В) чОрточка. учОный, пчОлы;
Г) чЁлка, шОссе, счОт.
Часть С. Заданиe повышенной трудности:
Вопрос в формате ЕГЭ. Укажите вариант ответа, где место пропусков букв проверяется ударением. Перед тем, как ответить, подумайте хорошо, ведь корни с чередованием проверять ударением нельзя!
А) стены д..мов, законы пр..вописания, сильный сп..ртсмен;
Б) трудное изл..жение, входить в т..лпу, странное совп..дение:
В) труднопроходимые зар..сли, откормленная св..нья, отд..вать ненужное;
Г) пр..подать урок, прик..саться рукой, легкий в..терок.
Домашнее задание: решить интерактивный тест.
Землиханова Гюзель Марсовна
МБОУ Лицей №52, г. Уфа
Samig.gyuz@mail.ru