Автор: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская
Проект урока русского языка по теме «Систематизация и обобщение темы Морфемика» в 5 классе
Цели:
1. Научить детей применять основные правила написания имен числительных.
2. Развивать умения работы совмещения знаний правил правописания (пользуясь учебником), применяя ИКТ.
3. Воспитывать самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей при выполнении заданий
Оборудование: специальная компьютерная программа, проектор.
№ п.п.
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Организационный момент.
|
1 мин
|
Настраивает учеников на учебный процесс
|
Самоконтроль — проверка готовности к уроку.
|
2.
|
Целеполагание
|
1 мин
|
Знакомит с темой и целью урока.
|
Ставят перед собой учебную цель, которую желают достичь за урок.
|
3.
|
Цифровой диктант
|
10 мин
|
Проверяет учеников по теории.
|
Отвечают на вопросы с презентации на проекторе, выполняют взаимопроверку, после результатов, которой переходят к следующему уровню.
|
3.
|
Работа со специальной компьютерной программой совместно с учебником и выполнение заданий
|
17 мин
|
Дает задания, объясняет работу с заданиями на компьютере, помогает ученикам при возникновении трудностей, осуществляет контроль.
|
Задания выполняют на компьютерах.
|
4
|
Рефлексия
|
3 мин
|
Подводит итог урока. Выставляет оценки.
|
Сравнивают результат оценки компьтера с предполагаемым результатом.
|
5.
|
Индивидуальное домашнее задание
|
1 мин
|
Дает задание.
|
Желающие забирают карточки с домашним заданием.
|
Организационный момент.
Целеполагание.
- В разделе Морфемика, сегодня на уроке мы систематизируем и обобщим тему «Морфемика». Предлагаю вам самостоятельно проверить ваши знания сначала по теории, а затем выполнить практические задания на компьютере. На полях тетради поставьте оценку, которую хотели бы получить сегодня.
- Желаю успеха.
Упражнения по теме "Морфемика"
Уровень 1. Цифровой диктант. Ученики отвечают в тетрадях (да+, нет-)
- Верно ли, что морфемика и морфология — это одно и то же?
- Верно ли, что корень — это главная значимая часть слова?
- Верно ли, что окончание является изменяемой частью слова?
- Верно ли, что суффикс и приставка служат для образования форм одного и того же слова?
- Верно ли, что основа- это часть слова без окончания?
- Верно ли, что существуют корни, состоящие из одной буквы ?
- Верно ли, что у любого слова есть окончание?
- Верно ли, что окончание не входит в основу?
- Верно ли, что существуют слова, состоящие из двух корней?
- Верно ли, что приставка может изменить значение слова на противоположное?
- Верно ли, что суффикс может большой предмет превратить в маленький?
- Верно ли, что в слове может быть несколько суффиксов?
- Верно ли, что в слове может быть только одна приставка?
- Верно ли, что слова зима и зимний являются однокоренными?
- Верно ли, что в слове гололёд два корня?
- Верно ли, что в приставка на –з и (-с) перед звонкими согласными пишется С, а перед глухими — З?
- Верно ли, что слова белый, белая, белое, белые — являются однокоренными?
- Верно ли, что гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з ( с) и приставок пре- и при- , пишутся одинаково независимо от произношения?
- Верно ли , что в корне слова после шипящих под ударением всегда пишется О?
- Верно ли, что буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на –ция ?
Ответы: 1 -; 2 + ;3+; 4 -; 5 +; 6+; 7 -; 8 +; 9+; 10+;
11+; 12+; 13-; 14+; 15+; 16-; 17- ; 18+;19 — ;20 + .
Уровень 2,3. На компьютере:
- Вставь пропущенную букву з или с.
1) бе..болезненный
|
в..крикнуть
|
и..портить
|
2) бе..шумный
|
ра..жимать
|
ра..гадать
|
3) в..дыхать
|
в..порхнуть
|
ра..пилить
|
4) бе..цельный
|
ра..смотреть
|
ра..писание
|
5) бе..жалостный
|
и..чезать
|
..бить
|
6) ..десь
|
ра..носить
|
..дание
|
Найдите «лишнее» слово.
Голубь, голубоватый, голубеть, голубизна.
Растение, подрастал, растаял, растительный.
Вставь пропущенную букву о или а.
Выр..сти, неотл..жное, ш..пот, выр..щивать, предл..гать, р..сток (искл.) , ш..в( искл)
ж..лудь, прил..гательное, предл..жение, ш..колад, обр..сти, пол..гать.
«Составь слово»
ИЗНОСИТЬ — приставка
ПРИБЕЖАТЬ — корень
КРИЧИШЬ — окончание
Ответ: ИЗБЕЖИШЬ
Вставьте и запишите правильную приставку в предложениях. (приставки пре- и при-)
Он сдвинул шапку на затылок, пр_держивая винтовку. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
Пускай горе пр_даст вам твердость. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
Пр_лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
Вы, кажется, умный человек: чего же нам пр_творяться? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
Там он увидел ее впервые, она показалась ему пр_красной, как весна. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
Скачать презентацию к уроку tsifrovoi_diktant.zip [613.99 Kb]
Якупова Лейсан Фаисовна
МБОУ «Татарская гимназия № 17» им. Г.Ибрагимова. г. Казань
leysav@bk.ru