Автор учебника Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова
УМК « Школа России».
Цели урока:
1. Формирование умения учащихся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, продолжать работу над пониманием морфемной структуры слова, закреплять знания о способах проверки слов с непроизносимыми согласными.
2. Способствовать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи; умение применять ранее изученные правила для грамотного написания слов.
Оборудование: Учебник русский язык. Рабочая тетрадь.
План урока.
№п/п |
Этапы урока
|
Время
|
Методы и приёмы
|
1.
|
Организационный момент
|
2 минуты
|
|
2.
|
Повторение пройденного
|
5 минут
|
Работа с классом
|
3.
|
Совершенствование умений и навыков
|
35 минут
|
Самостоятельная работа по ТИО
|
4.
|
Итог урока
|
3 минуты
|
рефлексия
|
Ход урока.
1. Организационный момент и сообщение цели урока.
- Написание какой орфограммы начали изучать на на предыдущем уроке?
- В какой части слова учимся проверять написание непроизносимого согласного звука?
2. Повторение изученного.
- Сегодня мы продолжим изучение темы, которую начали изучать на предыдущем уроке. Кто помнит, как она звучала. ( Правописание непроизносимых согласных.)
- В какой части слова встречаются непроизносимые согласные? ( В корне слова)
- У себя на полях отметьте ту оценку, которую бы вы хотели бы сегодня заработать.
- Посмотрите на доску. Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Здра…ствуй, радос…ное со…нце,
Вес…ник летнего тепла!
Словно праз…ник, к нам в оконце
Постучалось ты с утра.
Дай блес…нуть лучам прелес…ным,
Всю окрес…ность озари,
И шагай путём извес…ным
От зари и до зари.
- Как вы думайте, почему стоят точки в словах? ( В этих словах есть орфоргаммы, звук не произносится, а буква пишется).
- Почему вы решили, что нужно вместо точек писать какую-то букву? ( Подобрали проверочное слово.)
Прокомментируйте более подробно написание слов. ( Здравствуй- непроизносимый звук( в),т.к. в проверочном слове здравие этот звук есть, только мягкий, поэтому пишем букву в.) Подобным образом дети подбирают однокоренные слова ко всем остальным словам.
- Сформулируйте правило,которым вы пользовались при проверке слов.
3. Совершенствование умений и навыков.
- Сейчас я вам предлагаю выполнить задания по карточкам.
4. Домашнее задание.
- упражнение 56.
5. Итог урока.
- Как проверять написание непроизносимых согласных звуков в корне слова?
- Выполнение какого задания вызвало затруднение на уроке?
- Каким образом вы справились с этим затруднением?
Вариант № 1.
- Посмотрите на карту успеха.
- Достигли ли вы своей цели?
Прочитайте
- пословицы, вставляя пропущенные буквы.
- От чистого сер…ца чисто зрят очи.
- Со…нце — на лето, з…ма — на моро… .
- К данным словам подберите однокоренные прилагательные и запишите их.
Выделите в словах корень.
Подчеркните непроизносимые согласные.
- часть- -----------------
- скорость- --------------
- зависть- ---------------
- опасение- ------------------
- радость- ------------------------
- грустить- ---------------------
3. Расскажите правило, как проверить непроизносимую согласную. (страница 28 учебника)
4. Прочитайте и озаглавьте текст, вставляя пропущенные буквы.
-------------------------
По…но. Звё…ное небо прекра…но. Берё…ки стоят как в ска…ке. Они бросают тени на голубоватый сне… . Мне немно…ко гру…но см…треть на эту чуде…ную картину.
5. Запишите слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.
Ле…ница, тетра…, опа…ный , пра…ник , бере…кА , ужа…ный, четвер…,
Су…ота, изве…ный, доро…кк, вку…ный.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6.* К данной схеме подберите слова-(приставка, корень, окончание).
7. Работа в тетради упр. 61, 62.
_________________________________________________________________________
Вариант № 2
1. Прочитайте пословицы, вставляя пропущенные буквы.
*Чес…ная ж…знь сер…цу на радость.
* Прим…чай будни, а праз…Ники сами придут.
2. К данным словам плдберите однокоренные прилагательные и запишите их.
Выделите в словах корень.
Подчеркните непроизносимые согласные.
- ужас ________________________________
- счастье-________________________________
- известить-_______________________________
- ненависть-________________________________
- звезда-____________________________________
- поздно-___________________________________
3. Расскажите правило, как проверить непроизносимую согласную (страница 28 учебника)
4. Прочитайте и озоглавьте текст, вставляя пропущенные буквы.
----------------------------------
Москва- сер…це нашей Родины. Как прекра…ны её улицы и площ…ди! Как чуде…ны бульвары!
5. Запишите слова в алфавитном порядке , вставляя пропущенные буквы.
Вку…ный, изве…ный, ужа…ный, опа…ный, доро…ка, су…ота, бере…ка, тетра…, четвер…,пра…ник, ле…ница.
6*. К данной схеме подберите слова.(приставка, корень, суффикс, окончание.)
7. Работа в тетради упражнение 61,62.
Васюкова Вероника Викторовна
МОУ «Рябининская СОШ»