Цели: 1) познакомить учащихся с основами цветоведения,
2) развивать творческую фантазию;
3) воспитывать художественный вкус.
Оборудование: раздаточный материал (конспекты, карточки задания)
4 класс
Предмет «Изобразительное искусство»
Тема: «Цвет. Основы цветоведения»
Тема урока: : «Цвет. Основы цветоведения»
Цели: 1) познакомить учащихся с основами цветоведения,
2) развивать творческую фантазию;
3) воспитывать художественный вкус.
Оборудование: раздаточный материал (конспекты, карточки задания)
Проект урока.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
время
|
1. Орг. момент и целеполагание.
|
Сообщает тему и цели урока.
|
Узнав тему и цели урока, определяют для себя «предполагаемую» оценку.
|
1 мин.
|
2. Самостоятельное изучение нового материала.
|
Организует самостоятельную работу учащихся, оказывает индивидуальную помощь.
|
Самостоятельно изучают материал урока, отвечают на вопросы, выполняют упражнение и творческое задание.
|
40 мин.
|
3. Устное обсуждение материала урока.
|
Организует обсуждение согласно вопросам.
|
Отвечают на вопросы.
|
2 мин.
|
4. Рефлексия.
|
Подводит итог урока, кратко анализирует «карту достижений».
|
Сравнивают оценку «предполагаемую» и «за урок».
|
1 мин.
|
5. Индивидуальное домашнее задание.
|
Сообщает домашнее задание.
|
Желающие записывают задание.
|
1 мин.
|
- Изучение нового материала: читают конспект, ищут ответы на вопросы (прилож 1)
- Упражнение: изменение светлоты и насыщенности цвета (пртлож 2)
- Творческое задание «Клумба»: нарисовать цветы и листья, использовать глухие извонкие цвета (как вариант — приклеить несколько лепестков из цветной бумаги той же гаммы (прилож 3)
- Домашнее задание: вспомнить названия литературных произведений или стихотворные строчки, где упоминаются ЦВЕТА.
Приложение №1
ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Цветоведение — наука о цвете — изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.
Основные понятия:
«Хрома, хроматос» — в переводе с греческого означает «цвет»
Ахроматические цвета — не цветные, это белый, черный и все оттенки серого.
Хроматические цвета — все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составныецвета.
В изобразительном искусстве три цвета: желтый, красный и синий — принято считать основными, так как они лежат в основе всех остальных цветов (кроме белого, черного и серого).
Цвета, составленные из основных, называются составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый)
красный + желтый = оранжевый
желтый + синий = зеленый
синий + красный = фиолетовый
Хроматические цвета так же делятся на теплые и холодные цвета.
Теплыми считают красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары.
Холодные — цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, фиолетовый и их смеси.
Зеленый — особый цвет, если в нем больше желтого — он теплый, если синего — холодный.
Контрастные цвета — противоположные, они подчеркивают (усиливают) яркость друг друга.
красный — зеленый
синий — оранжевый
желтый — фиолетовый
Сближенные (или родственные) цвета — те цвета, которые располагаются рядом (например:
красный — оранжевый - желтый или желтый — зеленый, или голубой - синий — фиолетовый)
Цветовой тон, светлота, насыщенность – являются основными характеристиками цвета.
Цветовой тон характеризует цвет или цветовой оттенок предмета — оранжевый, желтый …
Светлота — степень высветления цвета, чем больше белого цвета в смеси, тем большую светлоту имеет цвет (красный + белый = розовый, синий + белый = голубой и тд.)
Насыщенность цвета — степень интенсивности (яркости) цвета, чем меньше черного цвета в смеси, тем ярче, насыщеннее цвет красок.
________________________________________________________________
Вариант 1
1. Выберите группу основных цветов:
а) красный, желтый, зеленый
б) красный, синий, желтый
в) фиолетовый, синий, зеленый
2. Выберите группу составных цветов:
а) красный, желтый, оранжевый
б) красный, синий, желтый
в) фиолетовый, зеленый, оранжевый
3. Зеленый цвет получают смешением:
а) красного и желтого
б) синего и желтого
в) синего и красного
4. К холодным цветам относятся:
а) красный, оранжевый, желтый,
б) фиолетовый, синий, зеленый
5. Какие цвета называют родственными?
(приведите пример)
_________________________________________________________________________
Вариант 2
1. Выберите группу основных цветов:
а) красный, желтый, синий
б) красный, оранжевый, желтый
в) фиолетовый, синий, зеленый
2. Выберите группу составных цветов:
а) оранжевый, зеленый, фиолетовый
б) красный, синий, желтый
в) красный, желтый, оранжевый
3. Оранжевый цвет получают смешением:
а) красного и желтого
б) синего и желтого
в) синего и красного
4. К теплым цветам относятся:
а) красный, оранжевый, желтый,
б) фиолетовый, синий, зеленый
5. Какие цвета называют контрастными?
(приведите пример)
__________________________________________________________________________
Приложение №2
Начертить на листе горизонтально расположенный прямоугольник, разделить его на пять частей.
+ белая + черная
Средний квадрат закрасить красным, желтым или синим цветом, затем смешать с белой краской и закрасить квадрат слева, затем добавить в получившуюся краску еще немного белой и закрасить крайний квадрат. Проделать то же в обратном направлении, но с добавлением черной краски.
Вопрос — как изменились тон, насыщенность и светлота основных цветов (красного, желтого или синего) в смесях с белой и черной красками.
_____________________________________________________________________________
Приложение №3
Творческое задание «Клумба»
Порядок работы: простым карандашом нарисовать линейный рисунок цветов и листьев разного масштаба (линии могут быть волнистые, ломанные, прямые).
При работе красками использовать глухие и звонкие цвета (например: взять зеленую и красную краски, и путем добавления в них белой и черной краски получить другие оттенки).
МОУ «Татарская гимназия №2 им.Ш.Марджани» г. Казани
Преподаватель ИЗО: Саляхова Зульфия Фердинантовна