Цели урока:
формировать у учащихся умения самостоятельно работать с текстом;
расширять читательский опыт детей через слушание и самостоятельное чтение;
пробуждать уважение к друзьям;
учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение;
расширять круг детского чтения;
развивать умения анализировать произведение;
развивать устную речь детей, самостоятельность мышления;
Оборудование: вопросы, тексты, карта достижений.
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
Орг. момент и
целеполагание
|
2 минуты
|
Знакомит с темой
урока и целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
Самостоятельная работа по содержанию рассказа « Трусиха».
|
25 минут
|
Организует самостоятельную работу, раздает вопросы, оказывает индивидуальную помощь.
|
Знакомятся с вопросами, отвечают письменно .
|
Беседа по вопросам.
|
15 минут
|
Организует дискуссию, задает наводящие вопросы, сталкивая детей.
|
Отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения
|
Рефлексия
|
2 минуты
|
Подводит итог, анализирует таблицу.
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
|
Индивидуальное домашнее задание.
|
1 минута
|
Предлагает несколько вариантов заданий.
|
Желающие записывают задание
|
Трусиха.
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Ее так и звали --- « трусиха». Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и ее младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
- Лохмач с цепи сорвался! К нам бежит!
Все обернулись.
- Лохмач! Лохмач! Берегитесь, ребята!
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша — на четвереньках ведь не уйдешь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шел на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости.
Огромный злющий пес неся через лужайку прямо на нее. Он казался коротким и очень широким. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
- Пошел вон!
- Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! — Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увел. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы…. Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
- Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?
- Нет, — отвечала она, — он не укусил… Просто я очень испугалась….
Часть 1.
- В какое время года происходят события, описанные в тексте?
А) летом
Б) зимой
В) поздней осенью
2. Где происходят события, описанные в тексте?
А) на улице
Б) во дворе
В) в доме
3. Почему Валю считали трусихой?
А) боялась быть дома одна
Б) боялась мышей, лягушек, быков, пауков
В) боялась отвечать у доски
4. Укажи близкое по значению сочетание слов к словосочетанию « бросились врассыпную».
А) в разные стороны
Б) в укрытие
В) под защиту взрослых
5. Отметь пословицу, определяющую главную мысль текста.
А) Сам погибай, а товарища выручай.
Б) Один за всех, а все за одного.
В) Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идет.
Часть 2.
6. Назови героев произведения.
7. В какой раздел книги ты поместишь это произведение?
А) о братьях наших меньщих
Б) друзья познаются в беде
В) кто духом пал, тот пропал
8. Определи жанр произведения
А) сказка
Б) рассказ
В) басня
Г) былина
9. Восстанови последовательность действий Вали после криков: « Лохмач с цепи сорвался!... К нам бежит!»
А) встала
Б) выбежала
В) захлопнула
Г) вбежала
Д) взвизгнула
Е) крикнула
Ж) бросила
З) схватила
10. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста
А) Запоздалый плач Вали
Б) Предупреждение об опасности
В) Спасительная помощь
Г) Игра детей на куче песка
Д) Лохмач
11. Считаешь ли ты Валю трусихой? Почему?
Часть 3.
12. Понравилось ли тебе это произведение и чем? ( 5-6 предложений)
Мухамметова Нина Егоровна
МБОУ «Школа №58» Советского района г. Казани
sch_58@mail.ru