О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 4 класс » Окружающий мир » Природные зоны России » Зона Арктических пустынь


УМК «Школа России» А. А. Плешаков 4 класс

Цели урока:

 1.Обучающая:
сформировать у учащихся представления о природной зоне арктических пустынь;
познакомить с особенностями природы, условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использования, формировать умения пользоваться атласами и энциклопедиями.

2. Развивающая:
развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
воспитывать бережное отношение к природе, умения делать выводы.

3. Воспитательная:
Формирование и воспитание: воспитывать бережное отношение к природе, чувства  гордости и уважения к своей Родине чувства патриотизма, общероссийской идентичности, толерантности, экологическое воспитание. Развитие личности, ее духовно- нравственной, политической и правовой культуры, повышение общественной   и гражданской активности.

 

п/п

                 Вид работы

Время

мин.

         Деятельность

         учителя

Деятельность

ученика

1.

Объяснение темы

2

Объявление темы, настрой на работу

Определяют цель, выбирают   оценку

2.

Изучение  нового материала

20

Помогает  ученикам, направляет  

Самостоятельно                 изучают тему

3.

Семинар

20

Проводит семинар по вопросам

Отвечают на вопросы, делают             выводы

4.

Рефлексия

3

Проверяет целеполагание, дает                домашнее задание

Соотносят поставленную цель с результатом работы

Ход  урока


1.Введение в тему

Просмотр слайдов, где изображены пейзажи Арктики. Дети выводят тему урока.

 

2. Цель нашего урока сформировать  представления о природной зоне арктических пустынь;

 узнать особенности природы, условия неживой природы, показать взаимосвязи в природе, значение природы данной зоны для человека, её использования

- Мы путешествовали  по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут — возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Мы отправляемся за Полярный круг, в зону арктических пустынь

 

3. Изучение нового материала.

У каждого ребенка лист с текстом. Дети читают и отвечают на вопросы по блокам.

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика — на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снег.

Самое холодное место планеты — Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику — центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

Арктика — это зона островов, лежащих около .северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой берёзки и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Всё белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зелёная льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце — продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. Но к этим суровым условиям приспособились обитатели Севера.

Моржам и тюлям не дает замёрзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике так и в Антарктике. Моржи — близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.

Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.

Да и густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыни в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные(белые) медведи — самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детёныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около 500 кг. Он так силён, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах — птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий тёплый пух.

Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лёд тает и  море очищается ото льда.

Растения, которые появляются летом — основной источник питания мно

 

Блок А.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ

Название зоны ______________________________________________________

Расположение на карте_______________________________________________

______________________________________________________________________

Особенности климата_________________________________________________

Неживая природа____________________________________________________

Живая природа:

Животные_____________________________________________________

Растения______________________________________________________

Особенности приспособления живых организмов к жизни в этой зоне:

Животные:_____________________________________________________

Растения:______________________________________________________

Использование этой зоны человеком____________________________________

Экологические проблемы:_____________________________________________

______________________________________________________________________

Охрана природы:____________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Блок Б.

Ответь на вопросы письменно                                                     

1. Есть ли связь между водорослями в океане  и белыми медведями. Обоснуйте свою точку зрения.

2. По рисунку на с. 80-81 составьте две цепи питания. Расскажите об экологических связях в Арктике.

3. Как животные и растения приспособились к выживанию в Арктике?

4. Почему Арктику необходимо охранять и защищать?

 

Разгадать кроссворд:

 

 

Вопросы:

1. Птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют «птичьи базары»,

2. Близкий родственник тюленя.

3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни

4. Это животное бывает добычей белого медведя.

5. Растение полярной зоны.

6. Самый крупный обитатель морей и океанов.

7. Пища рыб северных морей

 

Ответы: 1. Чайка. 2. Морж, 3. Кайры, 3. Тюлень, 5. Лишайники, 6. Кит, 7. Рачки.

Ключевое слово — АРКТИКА

 

4. Семинар

- Как вы представляете себе Арктику?

- Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой природной зоне?

- Где находится Арктика?

- Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно?

- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?

- Как вы думаете, почему они возникают?

 

5. Рефлексия.

 

Учитель: Саликова Светлана Николаевна

МОУ СОШ 112 г. Уфа

Другие новости по теме: