О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Биология » 10 класс » Основные закономерности явлений изменчивости » Геномные и хромосомные мутации


Автор учебника и УМК

Биология. Общая биология. 10 — 11 классы: учебник для общеобразоват. Учреждений: рофил. Уровень, П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др.

Цели урока: сформировать знания о геномных и хромосомных мутациях и причинах, их вызывающих, продолжить формирование умения классифицировать мутации, составлять запрос на получение информации в сети Интернет.

Оборудование: компьютерный класс, презентация, карточки с заданиями.

Этапы урока

Время (мин.)

Деятельность

учителя

учащихся

  1. Организационный

1

Создание условий для формулирования темы урока учащимися, демонстрация 1, 2 слайда презентации целеполагание

Формулирование темы урока, постановка цели урока каждым учащимся

2. Подготовка к выполнению самостоятельной работы

1

Инструктирует учащихся

Слушают учителя

3. Самостоятельная работа

28

Оказание помощи учащимся

Индивидуальная работа по заданию (слайд 3)

4. Проверка выполнения работы

13

Слушает учащихся, задает уточняющие вопросы вопросы

Ответы учащихся на вопросы

5. Итоги урока, выводы по уроку, домашнее задание

2

Учитель формулирует выводы урока (слайд 5),

Слушают учителя, получают индивидуальные домашние задания (по желанию)

Тема Геномные и хромосомные мутации
Цель: понять сущность, причины возникновения геномных и хромосомных мутаций, их значение, научиться классифицировать мутации.
Задание: Изучить § 38 (кроме текста на с. 233 — 234). Выполнить задания:
на «4»

1. Изобразим один из фрагментов хромосомы в виде следующей последовательности ее участков: АВСДЕFP. Напишите изображение видоизмененного фрагмента, если произойдет:

а) дупликация б) транслокация в) инверсия г) дефишенси (потеря концевых участков хромосомы) д) делеция (выпадение участка хромосомы в средней части)

2. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

Понятия

Характеристика

А. Анеуплоидия

1. В результате возникаю полиплоиды

Б. Хромосомная мутация

  1. 2. Тритикале — гибрид пшеницы и ржи

В. Геномная мутация

  1. 3. Число хромосом увеличилось на 1

Г. Аллополиплоидия

  1. 4. Произошло выпадение участка хромосомы

на «4»

  1. Изобразим один из фрагментов хромосомы в виде следующей последовательности ее участков: ЖИЛБЫЛКОТТИХБЫЛСЕРМИЛБЫЛТОТКОТ. Напишите изображение видоизмененного фрагмента, если произойдет:

а) дупликация б) транслокация в) инверсия г) дефишенси (потеря концевых участков хромосомы) д) делеция (выпадение участка хромосомы в средней части)
2. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

Понятия

Характеристика

А. Делеция

1. Участок одной хромосомы перенесен на другую

Б. Хромосомная мутация

  1. 2. После обработки колхицином картофель стал давать значительно больший урожай

В. Анеуплоидия

  1. 3. В генотипе больных синдромом Дауна 47 хромосом (трисомия 21 пары хромосом)

Г. Полиплоидия

  1. 4. Мутация «желтая мышь»

на «4»

1. Изобразим один из фрагментов хромосомы в виде следующей последовательности ее участков: 123456789. Напишите изображение видоизмененного фрагмента, если произойдет:

а) дупликация б) транслокация в) инверсия г) дефишенси (потеря концевых участков хромосомы) д) делеция (выпадение участка хромосомы в средней части)
2. 2. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

Понятия

Характеристика

А.Анеуплоидия

1. Появление триплоидных форм картофеля

Б. Хромосомная мутация

  1. 2. Мутация Bar у дрозофилы

В. Геномная мутация

  1. 3. Рафанобрассика — гибрид редьки и капусты

Г. Автополиплоидия

  1. 4. При синдроме Клайнфельтера у человека в генотипе ХХУ

на «5» Учебник стр. 236. Любой из вопросов 1—3- 2. Ответить с помощью Интернета.

 

Скачать презентацию к уроку genom.zip [1.08 Mb]

Хабибрахманова Светлана Рэмовна
МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И.Спирина»
cherdynsosh@mail.ru

Другие новости по теме: