Автор учебника и УМК
Биология. Общая биология. 10 — 11 классы: учебник для общеобразоват. Учреждений: рофил. Уровень, П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др.
Цели урока: сформировать знания о геномных и хромосомных мутациях и причинах, их вызывающих, продолжить формирование умения классифицировать мутации, составлять запрос на получение информации в сети Интернет.
Оборудование: компьютерный класс, презентация, карточки с заданиями.
Этапы урока
|
Время (мин.)
|
Деятельность
|
учителя
|
учащихся
|
- Организационный
|
1
|
Создание условий для формулирования темы урока учащимися, демонстрация 1, 2 слайда презентации целеполагание
|
Формулирование темы урока, постановка цели урока каждым учащимся
|
2. Подготовка к выполнению самостоятельной работы
|
1
|
Инструктирует учащихся
|
Слушают учителя
|
3. Самостоятельная работа
|
28
|
Оказание помощи учащимся
|
Индивидуальная работа по заданию (слайд 3)
|
4. Проверка выполнения работы
|
13
|
Слушает учащихся, задает уточняющие вопросы вопросы
|
Ответы учащихся на вопросы
|
5. Итоги урока, выводы по уроку, домашнее задание
|
2
|
Учитель формулирует выводы урока (слайд 5),
|
Слушают учителя, получают индивидуальные домашние задания (по желанию)
|
Тема Геномные и хромосомные мутации
Цель: понять сущность, причины возникновения геномных и хромосомных мутаций, их значение, научиться классифицировать мутации.
Задание: Изучить § 38 (кроме текста на с. 233 — 234). Выполнить задания:
на «4»
1. Изобразим один из фрагментов хромосомы в виде следующей последовательности ее участков: АВСДЕFP. Напишите изображение видоизмененного фрагмента, если произойдет:
а) дупликация б) транслокация в) инверсия г) дефишенси (потеря концевых участков хромосомы) д) делеция (выпадение участка хромосомы в средней части)
2. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:
Понятия |
Характеристика
|
А. Анеуплоидия
|
1. В результате возникаю полиплоиды
|
Б. Хромосомная мутация
|
- 2. Тритикале — гибрид пшеницы и ржи
|
В. Геномная мутация
|
- 3. Число хромосом увеличилось на 1
|
Г. Аллополиплоидия
|
- 4. Произошло выпадение участка хромосомы
|
на «4»
- Изобразим один из фрагментов хромосомы в виде следующей последовательности ее участков: ЖИЛБЫЛКОТТИХБЫЛСЕРМИЛБЫЛТОТКОТ. Напишите изображение видоизмененного фрагмента, если произойдет:
а) дупликация б) транслокация в) инверсия г) дефишенси (потеря концевых участков хромосомы) д) делеция (выпадение участка хромосомы в средней части)
2. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:
Понятия |
Характеристика
|
А. Делеция
|
1. Участок одной хромосомы перенесен на другую
|
Б. Хромосомная мутация
|
- 2. После обработки колхицином картофель стал давать значительно больший урожай
|
В. Анеуплоидия
|
- 3. В генотипе больных синдромом Дауна 47 хромосом (трисомия 21 пары хромосом)
|
Г. Полиплоидия
|
- 4. Мутация «желтая мышь»
|
на «4»
1. Изобразим один из фрагментов хромосомы в виде следующей последовательности ее участков: 123456789. Напишите изображение видоизмененного фрагмента, если произойдет:
а) дупликация б) транслокация в) инверсия г) дефишенси (потеря концевых участков хромосомы) д) делеция (выпадение участка хромосомы в средней части)
2. 2. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:
Понятия |
Характеристика
|
А.Анеуплоидия
|
1. Появление триплоидных форм картофеля
|
Б. Хромосомная мутация
|
- 2. Мутация Bar у дрозофилы
|
В. Геномная мутация
|
- 3. Рафанобрассика — гибрид редьки и капусты
|
Г. Автополиплоидия
|
- 4. При синдроме Клайнфельтера у человека в генотипе ХХУ
|
на «5» Учебник стр. 236. Любой из вопросов 1—3- 2. Ответить с помощью Интернета.
Скачать презентацию к уроку genom.zip [1.08 Mb]
Хабибрахманова Светлана Рэмовна
МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И.Спирина»
cherdynsosh@mail.ru