О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Биология » 10 класс » Генетика человека » Близнецовый метод исследования в генетике человека


Автор учебника и УМК
Биология. Общая биология. 10 — 11 классы: учебник для общеобразоват. Учреждений: профил. Уровень, П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др.
Цели урока:

  • Образовательная цель: изучить сущность и значение близнецового метода генетики человека, понимать происхождение терминов: близнецы, дизиготные и монозиготные близнецы, сиамские близнецы, конкордантность, дискордантность.
  • Воспитательная цель: показать значение материальных основ наследственности и окружающей среды в формировании биологических особенностей и социальных черт личности человека.
  • Развивающая цель: научить решать задачи с использованием формулы Хольцингера.

Оборудование: компьютерный класс, презентация, карточки с заданиями.

Этапы урока

Время (мин.)

Деятельность

учителя

учащихся

1. Организационный

1

Формулирует тему и цель урока (слайд 1,2)

Постановка цели урока каждым учащимся

2. Подготовка к выполнению самостоятельной работы

1

Инструктирует учащихся

Слушают учителя

3. Самостоятельная работа

28

Задания за «3» — на слайде презентации (слайд 3)
Оказание помощи учащимся

Индивидуальная работа по заданию

4. Проверка выполнения работы

13

Слушает учащихся, задает уточняющие вопросы, обобщает учебный материал (слайд 4 — 12)

Ответы учащихся на вопросы

5. Итоги урока, выводы по уроку, домашнее задание

2

Уточняет формулировки выводов по уроку, раздает карточки с домашними заданиями желающим учащимся

Формулируют выводы, получают индивидуальные домашние задания (по желанию)

Тема: Близнецовый метод исследования в генетике человека
Цель: понять сущность, значение близнецового метода генетики человека, понимать происхождение терминов: близнецы, дизиготные и монозиготные близнецы, сиамские близнецы, конкордантность, дискордантность.  

Задание: Изучить § 48. Выполнить задания:
на «3»
Ответить на вопросы:
1. Дайте определение биологическим понятиям: дизиготные и монозиготные близнецы, сиамские близнецы, конкордантность, дискордантность.  
2. В чем заключается близнецовый метод исследования генетики человека? Кто впервые применил этот метод для изучения генетики человека?
3. Каково значение близнецового метода для изучения генетики человека?

на «4»

  1. Составьте сравнительную таблицу «Монозиготные и дизиготные близнецы»

Вопросы

Монозиготные близнецы

Дизиготные близнецы

Время рождения

 

Количество яйцеклеток, из которых развиваются близнецы

 

 

Количество сперматозоидов, участвующих в оплодотворении

 

 

Степень сходства генотипа

 

 

Пол близнецов

 

 

Причина появления

 

 

на «4»

  1. Составьте сравнительную таблицу «Монозиготные и дизиготные близнецы»

Вопросы

Монозиготные близнецы

Дизиготные близнецы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на «4»
Изучите информацию, представленную в таблице на рис. 145 и таблице, приведенной ниже, и ответьте на вопрос: Каким образом можно определить относительную роль генотипа и среды в формировании признаков у человека? Какие признаки в большей степени зависят от генотипа, а какие — от среды?

на «4»
Составить кроссворд по теме урока, содержащий не менее 8 вопросов

на «4»
Изучите информацию, представленную в таблице, приведенной ниже, и ответьте на вопрос: Каким образом можно определить относительную роль генотипа и среды в формировании признаков у человека? Какие признаки в большей степени зависят от генотипа, а какие — от среды?
Степень различия (дискордантность) по ряду нейтральных признаков у близнецов


Признаки, контролируемые небольшим числом генов

Частота (вероятность) появления различий, %

Наследуемость, %

однояйцевые

разнояйцевые

Цвет глаз

0,5

72

99

Форма ушей

2,0

80

98

Цвет волос

3,0

77

96

Папиллярные линии

8,0

60

87

среднее

< 1 %

≈ 55 %

95 %

Биохимические признаки

0,0

от 0 до 100

100 %

Цвет кожи

0,0

55

Форма волос

0,0

21

Форма бровей

0,0

49

Форма носа

0,0

66

Форма губ

0,0

35

на «4»
Изучите информацию, представленную в таблице, приведенной ниже, и ответьте на вопрос: Каким образом можно определить относительную роль генотипа и среды в формировании признаков у человека? Какие признаки в большей степени зависят от генотипа, а какие — от среды?
Степень сходства (конкордантность) по ряду заболеваний у близнецов


Признаки, контролируемые большим числом генов и зависящие от негенетических факторов

Частота (вероятность) появления сходства, %

Наследуемость, %

однояйцевые

разнояйцевые

Умственная отсталость

97

37

95

Шизофрения

69

10

66

Сахарный диабет

65

18

57

Эпилепсия

67

30

53

среднее

≈70 %

≈ 20 %

≈ 65 %

Преступность?

68

28

56

на «4»
Составьте задание на соответствие по теме «Монозиготные и дизиготные близнецы»:

Характеристика близнецов

Близнецы

1.

А. Монозиготные

2.

Б. Дизиготные

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 на «4»
Составьте задание на соответствие по теме «Генеалогический и близнецовый методы исследования генетики человека»:

Характеристика методов

Методы

1.

А. Генеалогический

2.

Б. Близнецовый

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

на «4»
Составьте задание с выбором трех правильных ответов из шести предложенных по теме «Близнецовый метод исследования генетики человека»:
1. __________________
2. __________________
3. __________________
4. __________________
5. __________________
6. __________________

на «4»
Составьте задание с выбором трех правильных ответов из шести предложенных по теме «Монозиготные близнецы»:
1. __________________
2. __________________
3. __________________
4. __________________
5. __________________
6. __________________

на «4»
Составьте задание с выбором трех правильных ответов из шести предложенных по теме «Дизиготные близнецы»:
1. __________________
2. __________________
3. __________________
4. __________________
5. __________________
6. __________________

на «5»
Изучите предложенную информацию и решите задачу.
Формула Хольцингера 
Н = (% сходства ОБ — % сходства ДБ) / (100 — % сходства ДБ),
где:
Н- коэффицент наследственности
ОБ — однояйцевые близнецы (конкордантность ОБ)
ДБ — двуяйцевые близнецы (конкордантность ДБ)

• При Н = 1 признак полностью определяется наследственным компонентом
• При Н = 0 признак определяется влиянием среды
• При Н = близкий к 0,5 признак определяется примерно одинаковым влиянием наследственности и среды

Задача: Конкордантность монозиготных близнецов по массе тела составляет 80%, а дизиготных — 30%. Каково соотношение наследственных и средовых факторов в формировании признака?  

на «5»
Изучите предложенную информацию и решите задачу.
Формула Хольцингера 
Н = (% сходства ОБ — % сходства ДБ) / (100 — % сходства ДБ),
где:
Н- коэффицент наследственности
ОБ — однояйцевые близнецы (конкордантность ОБ)
ДБ — двуяйцевые близнецы (конкордантность ДБ)

• При Н = 1 признак полностью определяется наследственным компонентом
• При Н = 0 признак определяется влиянием среды
• При Н = близкий к 0,5 признак определяется примерно одинаковым влиянием наследственности и среды

Задача: Конкордантность монозиготных близнецов по росту составляет 65%, а дизиготных — 34%. Каково соотношение наследственных и средовых факторов в формировании признака?

на «5»
Изучите предложенную информацию и решите задачу.
Формула Хольцингера 
Н = (% сходства ОБ — % сходства ДБ) / (100 — % сходства ДБ),
где:
Н- коэффицент наследственности
ОБ — однояйцевые близнецы (конкордантность ОБ)
ДБ — двуяйцевые близнецы (конкордантность ДБ)

• При Н = 1 признак полностью определяется наследственным компонентом
• При Н = 0 признак определяется влиянием среды
• При Н = близкий к 0,5 признак определяется примерно одинаковым влиянием наследственности и среды

Задача: Конкордантность монозиготных близнецов по шизофрении составляет 69%, а дизиготных — 10%. Каково соотношение наследственных и средовых факторов в формировании признака?

на «5»
Изучите предложенную информацию и решите задачу.
Формула Хольцингера 
Н = (% сходства ОБ — % сходства ДБ) / (100 — % сходства ДБ),
где:
Н- коэффицент наследственности
ОБ — однояйцевые близнецы (конкордантность ОБ)
ДБ — двуяйцевые близнецы (конкордантность ДБ)

• При Н = 1 признак полностью определяется наследственным компонентом
• При Н = 0 признак определяется влиянием среды
• При Н = близкий к 0,5 признак определяется примерно одинаковым влиянием наследственности и среды

Задача: Конкордантность монозиготных близнецов по эпилепсии составляет 67%, а дизиготных — 30%. Каково соотношение наследственных и средовых факторов в формировании признака?

на «5»
Изучите предложенную информацию и решите задачу.
Формула Хольцингера 
Н = (% сходства ОБ — % сходства ДБ) / (100 — % сходства ДБ),
где:
Н- коэффицент наследственности
ОБ — однояйцевые близнецы (конкордантность ОБ)
ДБ — двуяйцевые близнецы (конкордантность ДБ)

• При Н = 1 признак полностью определяется наследственным компонентом
• При Н = 0 признак определяется влиянием среды
• При Н = близкий к 0,5 признак определяется примерно одинаковым влиянием наследственности и среды

Задача: Конкордантность монозиготных близнецов по бронхиальной астме составляет 50%, а дизиготных — 5%. Каково соотношение наследственных и средовых факторов в формировании признака?

Вопросы

Монозиготные близнецы

Дизиготные близнецы

Время рождения

Рождаются одновременно

Количество яйцеклеток, из которых развиваются близнецы

1

2

Количество сперматозоидов, участвующих в оплодотворении

1

2

Степень сходства генотипа

Имеют одинаковый генотип

Сходны как братья или сестры

Пол близнецов

1

1 или разный

Причина появления

Разделение зародыша на ранних стадиях дробления на отдельные бластомеры

Одновременная овуляция 2 яйцеклеток

Скачать презентацию к уроку genetika.zip [359.28 Kb]

Хабибрахманова Светлана Рэмовна
МАОУ «Чердынская СОШ им. А. И. Спирина»
cherdynsosh@mail.ru

Другие новости по теме: