Автор учебника и УМК: Вигасин, Годер и др.
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическая самостоятельная работа.
Основные приемы и методы: подводящий диалог, анализ исторического текста, письменная практическая работа, обобщающая беседа, тестирование.
Цели урока:
Образовательные:
1) Определить источники рабства.
2) Охарактеризовать положение рабов.
3) Познакомиться с условиями жизни рабов.
4) Подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме.
Развивающие:
1) Способствовать формированию умений работать с историческим источником, текстом учебника, иллюстрациями в учебнике.
2) Продолжить формирование у учащихся УУД работы с исторической картой, добывать информацию из разных источников.
Воспитательные:
1) Способствовать воспитанию чувства сопереживания.
2) Формировать неприятия рабства как явления.
3) Развивать интерес учащихся к истории, любознательность, расширять кругозор.
Планируемый результат — знать источники рабства, используя документ и иллюстрации; описывать образ жизни рабов; называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме; объяснять значение понятий: раб, рабовладелец, гладиатор, амфитеатр.
Оборудование: учебник, настенная карта: «Римская империя», атласы, раздаточный материал с разноуровневыми заданиями, карта достижений, иллюстрации, компьютерная программа тестирования.
Проект урока:
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Доска
и оборудование
|
Организационный
момент.
Целеполагание.
|
2 мин.
|
Вступительное слово.
Приветствие.
Целеполагание.
|
Постановка цели. Прогноз результата.
|
Оформление темы урока на доске.
|
Актуализация
|
Устная работа.
|
3 мин.
|
Закрепление опорных понятий. Постановка основной задачи урока.
Озвучивание алгоритма действий.
|
Ответ на «блиц» — вопросы с целью закрепления опорных понятий.
|
|
Формулирование
основной задачи
урока.
|
2 мин.
|
Формулирование основной задачи урока.
|
Оформление основной задачи урока на учебной доске.
|
Изучение новой темы
|
Работа с
разноуровневыми
заданиями.
|
22 мин.
|
Раздача карточек. Индивидуальная проверка правильности выполнения заданий. Контроль наличия затруднительных ситуаций.
|
Самостоятельное изучение темы по материалу учебника: Вигасин, Годер. История древнего мира. & 10 и карты в атласе: «Древний Восток». Ставят отметку на карте достижений поэтапно выполняя разноуровневые задания.
|
Работают с карточками заданий №№ 1,2,3.
|
Устная
работа.
|
10 мин.
|
Устное закрепление изученного. Построение модели изученного.
|
Ответ на «блиц» — вопросы учителя, выстраивание пошагового алгоритма изучения.
|
Оформление модели изученного на учебной доске.
|
Рефлексия.
|
4 мин.
|
Подведение итога, анализ карты достижений.
|
Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений.
|
|
Домашнее задание.
|
2 мин.
|
|
Получение индивидуального задания.
|
|
Ход урока.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. Мы знаем, что Рим стал могущественным благодаря своим завоеваниям. Их они смогли осуществить при помощи особого построения, выучки, профессионализму римских легионеров и выдающихся полководцев. Сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нём знаем.
Актуализация знаний.
Внимательно прочитайте стихотворение, закончите его необходимыми словами и, географическое названия покажите на карте.
Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на …. (сапог)
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров …(Аппенинский)
Довольно труднопроходимы
Крутые горы… (Аппенины)
Там где Тибр полноводный
Течёт в зелёные долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые… (латины)
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла… (волчица)
Ромул дал названье месту,
Это потому что им
Был основан город… (Рим)
Он молод и талантлив был
И смельчаком для всех прослыл.
И с Римом храбро воевал-
Тот карфагенский… (Ганнибал)
Установил господство Рим
Много стран он покорил:
Стал хозяином всевластным
В… (Средиземноморье) в одночасье
Изучение нового материала. Разноуровневые задания.
Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. В какой бы уголок Рима мы не заглянем, везде мы встретим этих людей
Он родился свободным
Под отеческим кровом.
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен-
Никогда не увидит
Он отчизны просторы.
Так о ком идёт речь в стихах? (о рабах). Давайте обозначим тему нашего урока (это знакомство с жизнью рабов в Древнем Риме)
А теперь заполните первую графу в таблице: «что я знаю о рабах».
Задание на 1 балл
Что я знаю о рабстве |
Источники рабства
|
Где применялся труд рабов
|
|
|
|
Задание на 1 балл. Прочитайте отрывок из рассказа, где передан диалог рабов и заполните вторую графу таблицы: «источники рабства».
В римскую гавань по волнам Средиземного моря идёт корабль. На нём плывут люди между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.
Раб: Сколько ещё плыть? Кто знает что нас ждёт в новой жизни?
Первая рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян о том, как они мучают своих рабов: избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие.
Вторая рабыня: Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.
Раб: А я вот знаю что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно: некоторых убили, а я попал в плен.
Первая рабыня: На месте моего города римляне оставили лишь чёрное безжизненное поле с развалинами. 17 дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы пылали библиотеки.
Задание на 1 балл
Труд рабов в Риме применялся в различных областях жизни римского общества Откройте учебник и внимательно посмотрите иллюстрации. Определите, где применялся труд рабов и запишите в третью графу таблицы: «где применялся труд рабов»
У учащихся должна быть заполнена таблица со следующим содержанием:
Что я знаю о рабстве
|
Источники рабства
|
Где применялся труд рабов
|
Раб – это человек лишённый всех прав и являющийся полной собственностью владельца
Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.
Во всех древних государствах было рабство.
|
Пленники
Пиратство
Продажа в рабство
Дети рабов
|
В сельском хозяйстве, на рудниках и каменоломнях, в домах римлян, часть рабов становилась гладиаторами.
|
Заполнившие таблицу учащиеся получили 3 балла.
Задание на 1 балл
Теперь поработаем с документом. На помощь придёт Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.
«Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть сосуды для вина и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять верёвку, плести новые; рабам надлежало в это время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту…
Содержание рабов.
Паёк рабам. Тем, тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пшеницы, летом — по 4,5
Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвёртый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.
Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л.), модия соли хватит каждому на год.
Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год…
Вопросы.
- Где применялся труд рабов? (докажите своё мнение строчками из документа)
- Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)
Задание на 1 балл.
Используя текст учебника и иллюстрацию на стр. 229, ответьте на вопросы:
- Кто становился гладиатором?
- Почему римляне любили гладиаторские бои?
Учитель: Цирк вкруг бойца плывёт, он умирает
А в честь убийцы вопль звериный не смолкает
Он слышит, но не внемлет. Взор его
С душою вместе далеко витает.
Что жизнь ему, и приз, и торжество?
Перед ним — шалаш на берегу Дуная
И детворы его играет стая,
И там их мать…
И вот отец зарезан, римлян забавляя (Байрон)
- Закрепление материала.
Беседа по вопросам:
- Где применяли труд рабов?
- Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в имениях рабовладельцев? Что общего? (Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели) Каким было отношение рабов к труду и почему? (что поразило)
Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая — связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства.
На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Жизнь в древней Италии замерла бы без рабского труда. Именно труд рабов создал богатства Рима.
И в заключение: «Однажды на заседании римского сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их собственно не следует брать в расчёт»». Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе, как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчёт?
- Домашнее задание.
Подготовить сообщение на тему: «Римский гладиатор»
Ахметова резеда Хабировна
МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани
reze-da@mail.ru