Цели урока:
1. Обучающие:
Закрепить навыки работы с чертёжными инструментами (линейкой, угольниками), с простым карандашом.
Учить грамотно пользоваться выразительными возможностями фломастеров, цветных карандашей, мелков, гелевых ручек.
Способствовать запоминанию основной терминологии.
2. Развивающие:
Развивать фантазию и умение творчески решать поставленные задачи.
3. Воспитывающие:
Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических и др. качеств; пробудить интерес к искусству шрифта.
Оборудование: Лист плотной рисовальной бумаги А3, чертёжные инструменты (линейка, угольники), простой карандаш, ластик, фломастеры, цветные карандаши.
Проект урока.
этапы
урока |
деятельность
учителя
|
деятельность
учеников
|
время
|
1. Организационный момент.
|
Сообщает цели и задачи урока, название практической работы;
напоминает правила ТБ при работе с чертежными инструментами.
|
Узнав тему, цели урока определяют для себя «предполагаемую» оценку.
|
1мин.
|
2. Практическая работа.
|
Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь учащимся, следит за соблюдением ТБ при работе с чертежными инструментами.
|
Самостоятельно выполняют практическую работу, в случае необходимости консультируются с учителем.
|
40 мин.
|
3. Обобщение материала урока.
|
Организует обсуждение согласно вопросам.
|
Отвечают на вопросы, делают выводы.
|
2 мин.
|
4. Рефлексия.
|
Кратко анализирует «карту достижений».
|
Сравнивают «предполагаемую» оценку и оценку «за урок».
|
1 мин.
|
5. Индивидуальное домашнее задание.
|
Сообщает домашнее задание.
|
Получают индивидуальное задание на дом.
|
1 мин.
|
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Практическая работа:
- Построить модульную сетку (простой карандаш) — оценка «3»
- Прорисовать основную группу букв, прорисовать широкие буквы, начертив для них отдельные «клетки», обвести контуры букв толстой линией (простой карандаш, цветной карандаш, фломастер, гелевая ручка и т.д.) — оценка «4»
- Выполнить декоративно-цветовое решение работы (простой карандаш, цветной карандаш, фломастер, гелевая ручка и т.д.) — оценка «5»
Критерии оценки: правильное выполнение приемов работы, объем и качество законченной работы.
3. Обобщение материала урока (вспомнить определение термина «шрифт», «алфавит», «буква», перечислить инструменты для выполнения рисованного шрифта)
4. Рефлексия.
5. Индивидуальное домашнее задание: найти пословицы и поговорки о труде, учебе.
ИНСТРУКТАЖ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
1. Выполнение модульной сетки.
Горизонтали:
Лист располагаем длинной стороной к себе. Сверху от края листа отступаем 1 см и проводим горизонтальную линию вдоль всего листа. От первой горизонтали отступаем вниз 1 см и проводим вторую горизонталь, потом третью и так далее. Таким образом расчерчиваем весь лист сверху донизу.
Вертикали:
Слева от края листа отступаем 1см и проводим вертикальную прямую вдоль всего листа. От этой вертикали отступаем вправо ещё 1 см и проводим вторую линию, параллельную первой. Выполнив разметку, проводим все вертикали тонкими сплошными линиями.
Все линии построения сетки выполняем тонкими линиями, не нажимая на карандаш !!!
2. Выполнение рисунка букв.
Анализируя приёмы выполнения изучаемого шрифта, обратите внимание на его особенности и отличительные признаки. Выделите основные элементы, с помощью которых простой прямоугольник превращается в узнаваемую всеми букву.
Существуют две групп букв это:
- буквы первой группы — буквы нормальной ширины — самые многочисленные. В этой группе 26 букв (буквы Ё и Е, как и буквы И и Й можно совместить в одной для ускорения работы)
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, З, И, Й, К, Л, Н, О, П, Р, С, Т, У, Х, Ц, Ч, Ь, Ъ, Э, Я;
- буквы второй группы — широкие буквы, их всего 7.
Ж, М, Т, Ф, Ш, Щ, Ю (буквы Ш и Щ можно тоже совместить в одну)
3. Декоративное цветовое решение композиции.
После выполнения линейного рисунка алфавита, приступить к последнему этапу — цветовому решению, к декоративному оформлению омпозиции.
Можно просто обвести буквы одним цветом, можно — многими, можно их заштриховать, затонировать, придумать интересную фактуру, геометрический узор, орнаменты, придумать для каждой буквы свой наряд, использовать какие-то декоративные приёмы, штрихи и т. д.
Саляхова Зульфия Фердинантовна
преподаватель ИЗО
МБОУ «Татарская гимназия № 2 при КФУ им.Ш.Марджани» г. Казань
g2.kzn@edu.tatar.ru