Цели урока:
Обучающие: дать представление о театре, как о синтетическом виде искусства; обратить внимание на роль театральных художников в создании спектакля; познакомить с процессом создания декораций.
Развивающие: развивать воображение, творческое мышление; интерес к предмету; совершенствовать технические умения и навыки работы с бумагой.
Воспитывающие: воспитание эмоционально-чувственного отношения к произведениям изобразительного искусства.
Задачи: определить роль художника театра в создании спектакля, выполнить эскиз декорации.
Оборудование: раздаточный материал, цветная бумага, картон, ножницы, клей.
Проект урока.
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учеников
|
время
|
1. Организационный момент.
|
Сообщает цели и задачи урока, название практической работы;
напоминает правила ТБ при работе с режущими инструментами.
|
Узнав тему, цели урока определяют для себя «предполагаемую» оценку.
|
1мин.
|
2. Самостоятельная работа: изучение нового материала
выполнение практической работы.
|
Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь учащимся.
|
Самостоятельно изучают новый материал, выполняют практическую работу, в случае необходимости консультируются с учителем.
|
40 мин.
|
3. Закрепление материала урока.
|
Организует обсуждение согласно вопросам.
|
Отвечают на вопросы, делают выводы.
|
2 мин.
|
4. Рефлексия.
|
Кратко анализирует «карту достижений».
|
Сравнивают «предполагаемую» оценку и оценку «за урок».
|
1 мин.
|
5. Индивидуальное домашнее задание.
|
Сообщает домашнее задание.
|
Получают индивидуальное задание на дом.
|
1 мин.
|
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Самостоятельная работа:
- изучение нового материала (прочитать конспект, найти ответы на вопросы — «3»);
- практическая работа «Волшебный лес» (выполнить эскиз декорации: нарисовать и вырезать элементы — «4»,придать объем и склеить элементы — «5»).
Критерии оценки: правильное выполнение приемов работы, объем и качество законченной работы.
3. Закрепление материала урока.
4. Рефлексия.
5. Индивидуальное домашнее задание: придумать эскизы животных для «Волшебного леса».
МОУ «Татарская гимназия № 2 им Ш. Марджани» г.Казань
преподаватель ИЗО: Саляхова Зульфия Фердинантовна
Сценография. Театрально-декорационное искусство.
Сценография — искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие театрально- декорационного искусства обусловлено развитием театра, драматургии, изобразительного искусства.
Театральная сцена — это площадка, на которой происходит театральное представление.
Сценический образ — в широком смысле — эстетическая категория; особая специфическая форма отражения действительности средствами театрального искусства.
Сценический образ — в узком смысле — конкретное содержание картины жизни или характера персонажа, воссозданных драматургом, режиссером, актерами и художником.
Оформление спектакля — организация всех внешних средств сценической выразительности:
- придающих спектаклю определенную форму;
- способствующих раскрытию идейного содержания спектакля;
- усиливающих воздействие спектакля на зрителя;
- определяющих стиль постановки.
В оформление спектакля входят:
- декорация;
- театральный костюм;
- грим;
- бутафория;
- реквизит;
- световое и шумовое оформление; а также
- музыкальное оформление.
Театральный макет фр.Maquette, от итал.Macchietta — набросок
Театральный макет — модель, воспроизводящая в масштабе.
- пространственно-декорационное решение спектакля; и
- фигуры действующих лиц (из картона или пластилина).
Театральный макет:
- наглядно показывает композицию сценического пространства;
- используется для планировки мизансцен;
- позволяет решать ряд практических вопросов монтировки декораций на сцене;
- служит основанием для изготовления рабочих чертежей, составления смет на материалы и пр.
Макеты бывают:
- рабочие, без отделки и деталей;
- выставочные, показывающие декорационное решение спектакля в полном виде.
Театрально-декорационное искусство — искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля театрального представления, усиливает его воздействие на зрителя. Элементами декорационного искусства являются костюмы, маски и т.д.
Декорация от лат.Decoro — украшаю.
Декорация — оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация создается с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и других художественно-выразительных средств.
Художник-декоратор — это театральный художник, который переводит авторский замысел художника-постановщика с (плоских) эскизов на (объемные) декорации.
Художник-бутафор — театральный художник, отвечающий за изготовление эскизов бутафорских изделий, реквизита.
Реквизит от лат.Requisitum — необходимое
Реквизит — в театре — совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актерам на сцене во время действия. Иногда реквизит дополняет сценический костюм (зонт, портфель и т.п.)
Художник-гример — театральный художник, создающий оригинальный авторский грим в соответствии с замыслом художников-постановщиков.
Грим фр.Grime, от итал.Grimo — морщинистый.
Грим — в широком смысле — искусство изменения внешности актера с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и пр. в соответствии с требованиями исполняемой роли.
Пастижер — специалист по изготовлению париков, накладных усов и бород.
Художник-модельер театрального костюма — театральный художник:
- исполняющий театральный костюм по эскизам художника-постановщика; а также
- контролирующий рациональное использование костюмов в спектаклях.
Театральный костюм от итал.Costume — обычай.
Театральный костюм — все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли в спектакле. Театральный костюм дополняется гримом и прической.
Обычно театральные костюмы разрабатывают и шьют в костюмерных мастерских театра.
Художник-скульптор — в театре — художник, создающий по эскизам художника-постановщика элементы объемно-пластического оформления спектакля.
Художник-скульптор непосредственно исполняет детали оформления спектакля, готовит формы для отливки, маширования, чеканки и прочих способов изготовления деталей оформления спектакля другими исполнителями.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Контрольные вопросы:
- Что входит в оформление спектакля?
- Кто создаёт театральные костюмы?
- Как переводится с латинского реквизит?
Контрольные вопросы:
- Как называется искусство создания зрительного образа спектакля?
- Чем дополняется театральный костюм?
- Как переводится с латинского декорация?
Контрольные вопросы:
- Как называется площадка, на которой происходит театральное действие?
- Кто в театре изготовляет парики?
- Как переводится с итальянского костюм?
Контрольные вопросы:
- Какими бывают театральные макеты?
- С помощью каких художественно-выразительных средств создается декорация?
- Как переводится с итальянского грим?