О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 2 класс » ИЗО » В гостях у чародейки зимы » «Изразцовая русская печь» (Сюжетно — декоративная композиция по мотивам русских народных сказок)


Автор учебника по программе Т. Я. Шпикаловой
Цели и задачи урока: познакомить с затейливыми изразцами из декора печи; дать представление о вариантах украшения печей; развивать творческое воображение, эстетический вкус, композиционное мышление.

Проект урока.


 Этап урока

 Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1

Организационный момент. Тема. Целеполагание

Приветствие. Сообщение темы.

Знакомство с планом урока

2 мин

2

Сообщение темы урока. Беседа. Стихи

Знакомство детей с темой урока. Объяснение (демонстрация иллюстраций.)

Просмотр и участие в беседе

8 мин

3

Практическое выполнение задания

Объяснение практического задания. Индивидуальная помощь обучающимся.

Самостоятельное выполнение и закрепление темы урока

25 мин

4

Подведение итогов занятия.

Организация показа и анализа работ

Сравнение и сопоставление результатов работ с предполагаемой оценкой

3 мин

5

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания

Запись домашнего задания

2 мин

Стенограмма. Урок по изобразительному искусству раздела «В гостях у чародейки — зимы» «Изразцовая русская печь», даёт возможность познакомить с различными затейливыми изразцами из декора печи; развивать творческое воображение; эстетический вкус при работе с графическими материалами в композиции.
Оборудование урока: для учащихся — графические материалы, бумага.
Зрительный ряд: рисунки в учебнике Т. Я. Шпикаловой, презентация иллюстраций
Литературный ряд:
пословицы, поговорки
Музыкальный ряд:
ХОД УРОКА.
Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
Сообщение темы урока. ПОЛЮБУЙСЯ затейливыми изразцами из декора печи в палатах в Московском Зарядье. Гончар набрал целую мозаичную картину.
НАЙДИ в ней образ Полкана : он борется с богатырём. ОПРЕДЕЛИ, на каком изразце изображено начало боя. Где изображён царь, а где — Соловей — разбойник? Согласен ли ты, что такие изразцы можно читать как книгу?
УЗНАЙ о быте и культурных традициях русского народа. В старину всему хозяйкой в доме была печь. Она грела и кормила. Печь нередко украшала жилище. Что же делало её нарядной? Конечно, изразцы. Особенно нарядными были печи в боярских палатах. Печь согревала теплом тело, а красотой своей — душу. Посредине зимы существовала особая неделя, которую в народе называли «Емелина неделя». По обычаю, зимними долгими вечерами в доме рассказывали сказки. Нередко в них и сама печь становилась героиней.
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ Что может узнать современный человек из таких изразцовых «книг»? Любят ли читать сказки зимними вечерами в твоей семье? В каких русских народных сказках печь была героиней? Назови эти сказки.
РАССМОТРИ таблицу. Прочитай названия частей печи.
ПРОЧИТАЙ пословицы и поговорки о русской печи.
ПОЯСНИ. Как ты их понимаешь: « Печь нам мать родная», «Иного хлебом не корми, только с печи не гони», «Кабы лентяй на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал»?
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (музыка) Материалы (по выбору): графические. Выполни сюжетно — декоративную композицию по мотивам русской народной сказки, в которой печь помогает героям.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 1. Изобрази эпизод сказки, в котором герои просят печь о помощи. Нарисуй общие очертания печи и силуэты героев. 2. Прорисуй типичные части печи. 3. Передай характерные движения героев и ответное волшебное действие печи на их просьбу.
1. (А) — оценка «3», (Изобрази эпизод сказки, в котором герои просят печь о помощи. Нарисуй общие очертания печи и силуэты героев). 2. (Б)  — оценка «4», (Прорисуй типичные части печи). 3. (В) — оценка «5», (Передай характерные движения героев и ответное волшебное действие печи на их просьбу).
Итог урока. ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ
Что такое изразец. Какое значение имела печь в жизни и культуре русского народа.
Обзор и анализ работ.
Домашнее задание: живописные или графические материалы, узнать всё о русских богатырях.
В процессе самостоятельной работы проводится индивидуальный анализ работ, сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.

Скачать презентацию к уроку pech.zip [3.95 Mb]

Гималова Венера Альфировна
МБОУ Лицей №52, г. Уфа
miss.gimalova@yandex.ru

Другие новости по теме: