Цель урока:
ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками;
расширять кругозор;
воспитывать и прививать заботливое отношение ко всему живому, умение чувствовать и беречь окружающий мир
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1 Организационный момент
|
1мин
|
настраивает на урок
|
слушание
|
2. Целеполагание
|
2 мин.
|
объяснение
|
слушание
|
2. Самостоятельное
работа ( тест 1)
|
7 мин
|
Проверка
|
изучают новую тему, выполняют тест 1
|
3. Семинар
|
12 мин
|
задаёт вопросы, слушает ответы учеников, управляет презентацией.
|
отвечают на вопросы, анализируют
|
4. Самостоятельная работа (тест2)
|
7 мин.
|
раздаёт тесты, проверяет
|
выполняют тесты по карточкам и на компьютере
|
5. Рефлексия. подведение итогов
|
2 мин.
|
рефлексия
|
рефлексия
|
6. Семинар
|
9 мин
|
Слушание, управляет презентацией
|
Представляют подготовленные сообщения
|
1. Организационный момент.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку 5.
Поставьте себе на листе оценку, которую вы хотели бы получить за урок.
2. Целеполагание.
Тема урока—разнообразие животного мира. Мы заглянем в мир животных.
Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя Н. Сладкова.
( на доске)
«Главное богатство природы — её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным»
Сейчас вы самостоятельно изучите тему урока «Разнообразие животных и их классификация», прочитав учебник на стр. 101-105 и дополнительную литературу.
Потом пойдёте входной тест, заполнив таблицу. Возле соответствующего признака поставьте знак «+» ( у каждого ученика есть таблица на парте)
3. Самостоятельная работа
признаки |
рыбы
|
земноводные
|
пресмыкающиеся
|
птицы
|
млекопитающие
|
Покров из чешуи
|
|
|
|
|
|
Покров-голая кожа
|
|
|
|
|
|
Покров-шерсть
|
|
|
|
|
|
Органы дыхания-жабры
|
|
|
|
|
|
Органы дыхания-лёгкие
|
|
|
|
|
|
Обитают на суше
|
|
|
|
|
|
Обитают в воде
|
|
|
|
|
|
Откладывают икру
|
|
|
|
|
|
Откладывают яйца
|
|
|
|
|
|
живородящие
|
|
|
|
|
|
Приложение 1. (на отдельном листе)
Наука о животных называется зоология. Учёные зоологи делят царство животных на большое число групп. Кроме насекомых, рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся существуют другие группы животных:
Черви –они относятся к беспозвоночным. Они имеют вытянутое тело. К этой группе относятся дождевые черви, пиявки.
Моллюски- относятся к беспозвоночным. У них мягкое тело, может быть защищено раковиной. К ним относя осьминогов, кальмаров, каракатиц, улиток, слизней.
Ракообразные – имеют панцирь- кутикулу, 8 ног, две пары усиков, которые служат органами чувств, органы дыхания-жабры. К ракообразным относят речных раков, лангустов, крабов, креветок.
Паукообразные — имеют 8 ног. Голова и грудь соединены воедино, усов нет. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки, выходящее из них вещество, застывает в воздухе.
Иглокожие — морских донные животные, большей частью свободноживущие, встречаются на любых глубинах мирового океана . Насчитывается около 7000 современных видов. К иглокожим относятся морские звёзды, морские ежи, морские огурцы и морские лилии.
4. Семинар
Обобщение прочитанного с использованием презентации.
Итак, подведём итог того, что вы прочитали и изучили.
На какие группы зоологи разделили всех животных? (перечисляют).
(Далее подробно.)
Какие отличительные признаки у насекомых ?
У земноводных?
У пресмыкающихся?
У рыб?
У птиц?
У млекопитающих?
4. Самостоятельная работа. Проверка изученного с помощью теста ( 9 человек на компьютерах, остальные печатный вариант)
Тест
- Как называется наука, изучающая животных?
- Животные –это
А) птицы, млекопитающие, насекомые, рыбы, черви
Б) птицы, звери, насекомые, растения, микробы, грибы
В) человек, птицы, рыбы, растения, грибы.
3. Какое животное относится к рыбам?
А) дельфин
Б) бегемот
В) карп
4. Какие животные относятся к растительноядным?
А) корова, бегемот, жираф
Б) волк, лиса, кабан
В) лиса, тюлень, кит
5. Вставь пропущенную цифру
У всех насекомых______ног.
6. Вставь пропущенную цифру.
У большинства насекомых _____ крыла.
7. Отметьте правильное высказывание.
А) Щука, карась, кит, акула—это рыбы.
Б) Заяц, слон, медведь—это млекопитающие.
8. Какой признак отсутствует у птиц?
А) тело покрыто перьями
Б) четыре ноги
В) клюв
Г) крылья
9. Признаки какой группы животных указаны?
Эти животные могут жить и на суше и в воде. У них 4 ноги, тело покрыто голой кожей.
А) рыбы
Б) пресмыкающиеся
В) земноводные
Г) млекопитающие
10. Какие животные откладывают икру?
А) насекомые
Б)земноводные
В) птицы
Г) пресмыкающиеся
5. Рефлексия
6. Семинар.
Вопросы для дополнительного обсуждения:
Чем паукообразные отличаются от насекомых?
К какой группе животных относится дельфин? Акула? Почему?
А сейчас посмотрим каких результатов вы достигли. В таблице чётко видно, кто справился с заданием.
Среди животного мира есть очень загадочные. Послушаем о них ( учащиеся делают доклады)
Морской огурец.
Морской огурец выглядит вполне беззащитным существом, но он с завидной быстротой отгоняет рыбок и крабов. Обращённый носом вверх, он выбрасывает из своего желудка трубчатые щупальца, которые опутывают хищника, а сам отодвигается на безопасное расстояние.
Морская звезда.
Большинство морских звёзд движутся очень медленно и обитают на чистом дне, не прячась от врагов. Морские звёзды имеют очень яркую окраску.
Кольчатый синий осьминог.
«Маленький убийца». Кольчатый синий осьминог каждый год убивает больше людей, чем даже акулы. Его жертвами становятся купающиеся, которые неосторожно берут его в руки, чтобы получше рассмотреть. И хотя длина его тела не превышает 3 см этот осьминог является одним из самых ядовитых существ на Земле: он выделяет гораздо более сильный яд, чем любое сухопутное животное.
Королевский гребешок
Моллюск «королевский гребешок». Злейшим врагом гребешка являются морские звезды. Колонии морских звезд поедают буквально все на своем пути. Но гребешки способны видеть врага, так как синие глаза расположены по всей окружности их раковины.
Когда гребешок видит приближающуюся морскую звезду, он (что всегда неожиданно для моллюсков) старается спастись бегством. Раскрывая и закрывая створки своей раковины, он удаляется от хищника, используя принцип реактивного движения.
Осьминог
Осьминог от страха становятся почти белым. Правда ли это? Правда. Осьминог способен быстро изменять свой цвет, когда он испуган или рассержен. Он также изменяет окраску, приспосабливаясь к цвету дна.
Приложение 1
Наука о животных называется зоология. Учёные зоологи делят царство животных на большое число групп. Кроме насекомых, рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся существуют другие группы животных:
Черви –они относятся к беспозвоночным. Они имеют вытянутое тело. К этой группе относятся дождевые черви, пиявки.
Моллюски- относятся к беспозвоночным. У них мягкое тело, может быть защищено раковиной. К ним относя осьминогов, кальмаров, каракатиц, улиток, слизней.
Ракообразные – имеют панцирь- кутикулу, 8 ног, две пары усиков, которые служат органами чувств, органы дыхания-жабры. К ракообразным относят речных раков, лангустов, крабов, креветок.
Паукообразные — имеют 8 ног. Голова и грудь соединены воедино, усов нет. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки, выходящее из них вещество, застывает в воздухе.
Иглокожие — морских донные животные, большей частью свободноживущие, встречаются на любых глубинах мирового океана . Насчитывается около 7000 современных видов. К иглокожим относятся морские звёзды, морские ежи, морские огурцы и морские лилии.
Скачать презентацию к уроку raznoobrazie_zivotnyh.zip [4.32 Mb]
Чуднова Елена Викторовна
Лицей 68, г. Уфа
ufasch68@mail.ru