О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 4 класс » Окружающий мир » Наш край » Богатства недр


Автор учебника Г.Г. Ивченкова УМК «Планета знаний»

 

Цели


Образовательные цели:

1.  Обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

 

Воспитательные цели:

1. Развивать  любовь и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитывать  у детей чувство бережного отношения к природе.

 

Развивающие цели:

Развивать коммуникативные отношения учащихся.

 

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Целеполагание

 

3 мин.

объяснение

слушание

2.Самостоятельное

 работа

20мин

проверка

Самостоятельная работа  по карточкам

3.Семинар

14 мин.

Слушает объяснения учеников

Отвечают на вопросы

4.Рефлексия. подведение итогов

3 мин.

рефлексия

рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых).

Ход урока

1. Постановка цели урока

- Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

Для этого вы самостоятельно изучая  учебный материал на с45-48 и дополнительную информацию на листах , отвечаете на вопросы теста.

Уровень  А

1.Природные богатства , которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве называют_____________________________________________

 

2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

      1) врачи

      2) геологи

      3) строители

 

3. На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

    1) строительные, горючие, руды, удобрения

    2)  горючие, руды, удобрения

    3)  удобрения, строительные, руды

 

4. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

    1) песок, глина, гранит, известняк

    2) гранит, торф, магнитный железняк

    3) каменный уголь, поваренная соль

 

5.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

   1) оловянные и медные руды

   2) каменный уголь, природный газ

   3) графит, сера

 

6. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

   1) мрамор, гранит

   2) природный газ, нефть

   3) золото

 

7. Зачем мы собираем металлолом?

    1) мы сохраняем запасы руды

    2) очищаем территорию от мусора

    3) участвуем в соревновании между классами

 

Уровень  В

1. Каменный уголь, нефть, торф, природный газ называют горючими ископаемыми,  так как они

         _______________________________________________________________________________

 

2. Определи свойства полезных ископаемых. Соедини стрелкой.

   Уголь                                    маслянистая жидкость, тёмно-бурого цвета, похожа на дёготь

   Торф                                     чёрного цвета, твёрдый, хрупкий, тяжелее воды

   Нефть                                   плотный, буро-коричневый, не блестит, в воде не растворяется

 

3. Основные свойства угля, нефти, торфа

    1) лёгкость

    2) вязкость

    3) горючесть

4. Чем руды отличаются от других полезных ископаемых?

    1) тонут в воде

    2) хорошо горят

    3)  содержат металлы

    4)  блестят

5. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

     1)  известняк

     2)  нефть

    3)  магнитный железняк

    4)  песок

Уровень  В

 

1.Что произойдёт ,если в стакан с водой налить немного нефти?

1)       нефть растворится в воде

2)       нефть опустится на дно

3)       нефть будет плавать по поверхности воды

 

2.Сравни свойства торфа и нефти

 

ВЕШЕСТВА

СВОЙСТВА

СОСТОЯНИЕ

(твёрдое, жидкое, газообразное)

ЦВЕТ

ЗАПАХ

( есть или нет)

Легче или тяжелее воды

торф

 

 

 

 

нефть

 

 

 

 

 

3. Отгадайте кроссворд

 

Кроссворд

По горизонтали 
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек?

Глина


2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка.                                                                                       Мрамор


3. Какое слово пропущено в пословице «Куй ...., пока горячо».

Железо

 
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля.          

Торф


5. Образуется при разрушении гранита и кварца.                                                       

Песок

 

По вертикали 
1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?  Гранит  


2. Без него не может обойтись учитель на уроке.Мел


3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности - мел, мрамор. Известняк


4. это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.


СЕМИНАР

- Какие вы полезные ископаемые знаете?

- Почему их называют полезными ископаемыми?

- На какие  группы можно разбить полезные ископаемые? 
-Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? 
-Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? 
 

 

Далее по заданиям теста.

 

Практическая работа .Сравните предметы из разных металлов ( алюминиевая, золотая, серебряная ложка) по цвету, запаху, цвету, наличию блеска. Сделайте вывод.

 

Итог 
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.   Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? - Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь.

 

Дидактический материал   Приложение к уроку

 

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. 

 

Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки. 
 

 

Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. 

Большое скопление полезного ископаемого в земле называется месторождением. Полезные ископаемые добывают в карьерах или шахтах. Карьер? Большое углубление в земле, образуется при добыче полезных ископаемых, залегающих неглубоко — сверху. Если полезное ископаемое залегает глубоко, то его добывают в шахтах. В шахтах работают шахтёры. Труд шахтёров очень почётен , но и опасен. 

Полезные ископаемые можно разбить на 4 группы

  1. строительные –гранит, песок, глина, известняк, мрамор, мел
  2. горючие(топливо)—нефть, природный газ, торф, каменный уголь
  3. руды ---магнитный железняк, бурый железняк, цветные руды(свинец, боксит-алюминий, медные руды)
  4. удобрения -- калийная соль, апатиты.

Гранит - одно из самых распространённых полезных ископаемых на земле и часто образует целые горы. Гранит — слово не русское (итальянское) и переводится как «зернистый». Зёрна, из которых состоит гранит, это кварц, полевой шпат и слюда - они разного цвета. При разрушении гранита из кварца образуется песок, а полевой шпат и слюда превращаются в глину, которых много на земле. Песок и глина-это остатки разрушенных гор. Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.

 

Железную руду добывают в шахтах или карьерах, откуда она привозится в доменные печи, где из неё выплавляют чугун. Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из него варят сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжёл.  Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, оружие и многие другие нужные предметы.  Скопления руды в земле называются месторождением.  Поиском месторождений занимаются геологические экспедиции. Геолог — очень нужная и интересная профессия.

 

Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. За твёрдость его называют каменным.  Каменный уголь добывают в карьерах или шахтах в зависимости от глубины его залегания в земле. Работа шахтёров очень нужна людям, но она очень опасна. Чаще всего он имеет чёрный цвет. Довольно твёрдый, но хрупкий - при ударе разбивается на куски. Главное свойство каменного угля - он хорошо горит, выделяя много тепла,  каменный уголь используется как топливо для получения тепла и электроэнергии.

 

Нефть Люди издавна находили в земле и на её поверхности тёмную маслянистую жидкость, которую на Руси называли «земляной дёготь» за сходство с дёгтем, получаемым из берёзовой коры. Эту жидкость использовали для смазки (осей телег, обуви), употребляли даже как лекарство. Жидкость эта хорошо горит, поэтому с древнейших времён применялась на войне, где зажигательными стрелами и бомбами поджигались укрепления неприятеля. Это была нефть. 
 Нефть — жидкость бурого или тёмного цвета, с резким запахом, она легче воды, но главное её достоинство — она хорошо горит, за что её и ценят. 
Добывается нефть нефтяниками под землёй, откуда её по скважинам выкачивают насосами — качалками. Главным образом нефть идёт на изготовление горючего для машин: бензин, керосин, солярка, а также масел для смазки деталей. Из нефти также делают спирт, различные пластмассы, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски, ткани, одежду и даже взрывчатку для бомб и снарядов.

 

Известняк  встречается в природе в виде залежей мела, мрамора. Белая кристаллическая порода.

 

МОУ Лицей №68 г. Уфа Республика Башкортостан

Чуднова Елена Викторовна

Другие новости по теме: