УМК : Физика 7 класс А.В. Перышкин
Цели: Сформировать представление об инерции, выяснить физическое содержание инерции.
Развивать умения самостоятельно применять термин — инерция.
Воспитывать способность к самооценке, к оценке товарища, дисциплинированность, волевые качества личности.
Оборудование: учебник «Физика 7», индивидуальные карточки, карта достижений
Тип урока: изучение нового материала.
Проект урока
№
|
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Организационный момент
|
1 мин
|
Сообщение о целях и задачах урока
|
Ставят перед собой задачу достичь определённого результата
|
2.
|
Изучение нового материала самостоятельно
Самостоятельная работа по карточкам №1-2
|
25 мин
|
Дает задание и оказывает помощь
Приложение 1
Проверяет работы учащихся, даёт консультации в случае затруднения
Приложение 2
|
Изучают самостоятельно новый материал по учебнику А.В. Перышкина на с.40-42, параграф 17
Выполнение заданий по карточкам
|
3
|
Беседа по вопросам
|
17 мин
|
Организует дискуссию
|
Отвечают на вопросы.
|
4.
|
Рефлексия. Подведение итогов работы. Выставление оценок
|
1 мин
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Выставляют оценки
|
5.
|
Домашнее задание
|
1 мин
|
Предлагает выучить теоретический материал, карточки по желанию
|
Знакомятся с домашним заданием
|
I. Орг.момент. Целепологание.
- Сегодня на уроке вы самостоятельно изучите новый материал. Вы познакомитесь с новым для вас физическим явлением. Теоретический материал в учебнике на с. 40-42. Отвечаем на вопросы карточки.
II. Вы можете получить сегодня отличную оценку, если сделаете задания 1 и 2 карточек. Успехи будем фиксировать в карте достижений.
На полях тетради поставьте оценку, которую хотели бы получить на уроке. Свои результаты вы будете фиксировать в карте успеха.
Самостоятельное изучение теоретического материала ответить на вопросы на карточке. Работа с карточками.
VI. Рефлексия.
Вы сегодня самостоятельно изучили сложную тему. Молодцы. А теперь посмотрим, кто каких успехов достиг.
V.Индивидуальное дом.задание: § 17
Приложение 1.
1. В результате чего меняется скорость тела? Приведите примеры.
2. При каком условии скорость тела сохраняется дольше?
3. Что такое инерция?
4. Кто открыл явление инерции?
5. Приведите примеры инерции.
Приложение 2.
Уровень «4»
1.В каких, из приведенных ниже случаях, речь идет о движении тела по инерции?
А) Всадник летит через голову споткнувшейся лошади.
Б) Пыль вылетает из ковра при его выбивании.
В) Искры слетают с точильного камня.
Г) Пузырек воздуха равномерно и прямолинейно движется в трубке с водой.
Д) Человек, поскользнувшись, падает назад.
2.Почему при сплаве леса большое количество бревен выбрасывается на берег на поворотах реки?
3.При выходе из воды животные встряхиваются. Какой закон физики используется ими при этом?
4.Почему бегущий человек, стремясь быстро и круто обогнуть столб или дерево, обхватывает его рукой?
Уровень «4»
1.Почему, встряхивая пыльное платье, вы всегда уверены, что часть пыли этим способом будет удалена с платья?
2.Моряки, плавающие в тропических частях Индийского и Атлантического океанов, часто видят, как, спасаясь от морских хищников, из воды выскакивают летающие рыбы. Предварительно разогнавшись, они сильным движением своих хвостов вырываются из воды в воздух и совершают планирующий полет на расстояние до 150 метров. Часто летающие рыбы таким образом попадают на палубу корабля. Почему же они не могут изменить направление своего полета?
3.Почему бомба, падающая с горизонтально летящего самолета, не падает вертикально вниз?
4.Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?
Уровень «4»
1.В каких из приведенных ниже случаях речь идет о движении тела по инерции?
А) Тело лежит на поверхности стола.
Б) Катер после выключения двигателя продолжает двигаться по поверхности воды.
В) Спутник движется по орбите вокруг Земли.
г) Автомобиль движется равномерно и прямолинейно по поверхности земли.
2.Почему с разбега можно прыгнуть дальше, чем с места (без разбега)?
3.Как объяснить, что бегущий человек, споткнувшись, падает по направлению своего движения, а человек, поскользнувшись на льду, падает в направлении, противоположном направлению своего движения?
4.Почему можно молотком разбить камень на ладони, не ощущая при этом удара?
Уровень «4»
1.Почему расшатавшийся молоток или топор плотнее насаживается на рукоятку, если свободным концом этой рукоятки стукнуть о какой-нибудь твердый предмет?
2.Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
3.Заяц, спасаясь от преследующей его собаки, делает резкие прыжки в сторону, когда собака уже готова схватить его зубами. Почему собаке трудно поймать зайца, хотя она бегает быстрее?
4.Почему при необходимости внезапной остановки мотоцикла тормозят обоими колесами? Что может случиться, если затормозить только передним колесом?
Уровень «4»
1. Пассажиры автобуса почувствовали, что их клонит к левой стенке салона. Как двигался в этот момент автобус?
2. Цистерна автомашины для поливки улиц доверху наполнена водой. Вперед или назад выплеснется вода из открытого люка цистерны при резком торможении машины?
3. Почему при прополке сорняки не следует выдергивать из земли слишком резко даже в том случае, когда они слабо удерживаются в почве?
4. Почему цирковой наездник, подпрыгивая вверх на быстро скачущей лошади, попадает на седло?
Уровень «4»
1.Каким образом некоторые бобовые растения используют свойство инерции для разбрасывания своих семян?
2.Почему неопытный конькобежец падает назад, съезжая со снеговой дорожки на лед катка, и вперед, если возвращается со льда на снеговую дорожку?
3.Почему запрещается рывком поднимать груз подъемным краном?
4.Подголовник, прикрепленный к спинке сидения автомобиля, удерживает голову человека от отклонения назад. В каких аварийных ситуациях помогает этот подголовник и от каких травм он предохраняет?
Уровень «5»
Сделайте рисунок и к нему вопрос по теме «Инерция».
Уровень «5»
Почему, когда автомобиль оборудован шинами с шипами, которые предотвращают скольжение по льду, специальный знак находится на заднем стекле?
А может этот знак можно устанавливать и на переднее стекло?
Придумайте свой знак, который можно установить на переднем стекле.
МОУ Березовостарецкая ООШ Красновишерского района
Учитель: Кечина Татьяна Александровна