О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » География » 6 класс » Стороны горизонта. Ориентирование » Стороны горизонта. Ориентирование


Начальный курс географии. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.
Цели урока:

  1. Научить ориентироваться по компасу и по плану на местности
  2. Знать состав приёмов определения азимутов на местности и карте.
  3. Применять знания и умения на практике.
  4. Отработать до автоматизма нахождение сторон горизонта, зная направление на север.
  5. Получить предстовление о движении по азимуту.

Оборудование: компасы, атласы с топографическими планами.

Проект урока

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент. Целепологание. Беседа, предваряющая самостоятельную работу учащихся.

3 мин

Знакомит с темой урока и задачами

Ставят перед собой задачу достичь определённого результата

2

Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками

39 мин

Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения

Работают стекстом. Готовят ответы на предложенные вопросы и задания

3

Домашнее задание

1 мин

П.5 вопросы к параграфу

Записывают домашнее задание

4

Рефлексия

2 мин

Подведение итогов

Оценка своих собственных достижений. Сопоставление с предлагаемым результатом

Пояснение к ходу урока.
1. Организационный момент. Беседа с учащимися.
- Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, узнаем еще несколько способов нахождения сторон горизонта. Какие стороны горизонта вы знаете? Какие способы ориентирования на местности вы знаете? Есть ли у вас дома компас, умеете ли вы с ним пользоваться?
Задания для самостоятельной работы
Уровень А


1

Какие стороны горизонта являются основными, а какие промежуточными?

Опираясь на собственный опыт и знания из курса природоведения, выделите стороны горизонта и подпишите промежуточные

 

Как компас находит север?

На заметку эрудиту. Северный магнитный полюс не совпадает с северным географическим полюсом. Оба полюса находятся недалеко друг от друга. Мы знаем, что магнитная стрелка одним концом направляется на магнитный полюс, значит,мы почти правильно определяем направление на север.        

2

Как найти остальные стороны горизонта?

Алгоритм: встаньте лицом на север (Учитель укажет направление в классе), пользуясь схемой сторон света,определите: сзади вас -………; справа- ………; слева — .......
Отработайте приём определения сторон света с товарищем, предлагая друг другу быстро поворачиваться лицом на основные и промежуточные стороны света.

3

Примените знание сторон света в составлении «мысленных направлений»

Ответьте на вопросы:

1. Вы вошли в лес по направлению на северо-запад. В каком направлении надо выходить из леса?

2. Вы прошли по маршруту на юг 1 км, а затем на северо-запад такое же расстояние. В каком направлении искать начало маршрута?
При затруднении обращайтесь к зад.№1.

Уровень Б

1

Что такое азимут?

Запишите в тетрадь и выучите:
«Азимут-угол между направлением на север и направлением на какой-нибудь предмет»

2

Какой азимут имеют стороны света?

Запомните правило!
Величину азимута (А ) определяют от направления на север (0 ) вправо,по ходу часовой стрелки.
Определите азимуты на юго-восток, на юго-запад.
А (св)=90:2=45
1. А (юз)=90+?=
2. А (юв)=180+?=
3. А (сз)=?-45=

3

Как узнать азимут, если предмет находится не на сторонах света?

Изучите рисунок в параграфе, определите А на мост, дом, дерево,колодец.

4

Как определить азимут на предмет на местности?

Определите азимуты в классе на доску,угол,окно.
Пользуясь алгоритмом приёма.
Сначало сориентируем компас :
1. Устанавливаем компас на ровной плоскости
2. Коробку компаса поворачиваем так, чтобы буква С совпадала с тёмным концом магнитной стрелки.
3. Затем на стекло компаса кладём тонкую палочку по направлению от центра на предмет
4. По шкале компаса отсчитываем величину дуги от 0 до линии направления на предмет.
При затрудненииях обращайтесь к учителю.

Уровень В

 

Запомните правило

Если на плане не указана стрелка на север, то верхний край плана северный , нижний -южный, правый-восточный, левый –западный.

1

Как определить азимут на плане местности?

Воспользуйтесь алгоритмом приёма, используя топографическую карту в атласе.
1. Установите компас центром на точку, от которой измеряем азимут
2. Разворачиваем коробку компаса так, чтобы совместить север карты (см. правило), букву С на компасе и тёмный конец компаса.
3. Затем действуем так же, как в пунктах 3 и 4 в задании 4
Определить:             1. А от родника на паром
                         2. А от школы на ж/д станцию

2

Изобразить маршрут в тетради в масштабе
В 1 см — 100 м.

1. А=0 200 м
2. А=90 300 м
3. А135 100 м

3

Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя не спокойно, показывая то одно, то другое направление. Почему это могло произойти?

Мелешкевич Виктория Николаевна
МОУ Березовостарецкая ООШ Красновишерского района
berez-star@mail.ru

Другие новости по теме: