Цели урока:
1.Сформировать у учащихся представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.
2. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать бережное и внимательное отношение к природе.
Оборудование: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1» — М.: Просвещение,2009 г ; А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 4 класса .В двух частях. Часть 1», карточки с вопросами, глобус, карта полушарий.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Орг. момент.
Целеполагание.
|
2 мин
|
Знакомит с темой урока и с целью
|
Ставит себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желает получить за урок.
|
2.
|
Работа с учебником (карточки с вопросами)
|
20 мин
|
Дает задание найти в тексте ответы на вопросы
|
Читают 30-33 стр., ищут ответы на вопросы и отвечают на них.
|
3.
|
Выполнение заданий в рабочих тетрадях
|
Проверяет выполнение каждого номера отдельно
|
Работают в рабочих тетрадях
|
4.
|
Обобщение по теме (устный опрос) Практическая работа (работа с глобусом и картой полушарий)
|
20 мин
|
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы устно, систематизируют приобретенные знания, умения. навыки
|
5.
|
Рефлексия
|
2
мин
|
Подводит итог урока
|
Сравнивает результат таблицы с предполагаемым результатом
|
6.
|
Индивидуальное домашнее задание
|
1
мин
|
Дает домашнее задание
|
Желающие записывают домашнее задание в дневник
|
Ход урока.
1. Организационный момент.
Целеполагание.
Учитель: Мы сегодня на уроке будем говорить о поясах Земли.
Подумайте, какую отметку вы бы хотели получить за урок. Напишите на полях желаемую отметку. Кто желает получить отметку «3» достаточно ответить на 3 вопроса (из карточек), кому нужна «4» — дополнительно выполняют задания в рабочих тетрадях. Отметку «5» получат те, кто дополнительно сможет устно ответить на мои вопросы.
2. Работа с учебником (стр. 30-33). Учитель раздает карточки с вопросами:
1.Какая часть земного шара получает больше света — середина или полюса? Где будет теплее? (Света больше попадет на среднюю часть земного шара, а полюса освещаются меньше.)
2.Какая часть земного шара нагревается сильнее? (Средняя часть будет нагреваться сильнее, потому что она получает больше света, а значит, и тепла.)
3.Какие тепловые пояса есть на планете Земля? (Полярные пояса, умеренные пояса и тропический пояс.)
3. Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
С.10,№1.
- Как называется самая северная точка нашей планеты? (Северный полюс.)
- Какая самая южная точка планеты? (Южный полюс.)
- Как называется воображаемая линия, которая проходит на одинаковом расстоянии от полюсов? (Экватор)
С.10,№2.
- Рассмотрите схему. Соедините стрелками названия пояса с его расположением на рисунке Земли.
С.10,№3.
- Пронумеруйте пояса в порядке следования с севера на юг. (7,2,5,1,6,4,3)
С.11,№4.
- Узнайте по описанию пояса и напишите их название.
- Какой пояс расположен по обе стороны от экватора и получает больше всех тепла? (Тропический пояс.)
- А какие пояса расположены за полярным кругом и получает меньше всего тепла? (Полярный пояс.)
- Какие пояса расположены между тропическим поясом и полярными поясами? Здесь Земля получает умеренное количество тепла. (Умеренный пояс.)
4. Обобщение по теме (устный опрос).
Учитель: Какая часть земного шара нагревается сильнее? (Средняя часть будет нагреваться сильнее, потому что она получает больше света, а значит, и тепла.)
Учитель: Какие тепловые пояса есть на планете Земля? (Полярные пояса, умеренные пояса и тропический пояс.)
Учитель: Что повлияло на образование тепловых поясов на поверхности Земли? (Расположение Земли относительно Солнца. Направление солнечных лучей на нашу планету.)
Учитель: На каком материке мы живем? (Мы живем на материке Евразия.)
Учитель: А в каком тепловом поясе находится Евразия? (Большая часть материка находится в умеренном поясе и небольшая часть — за Северным полярным кругом в полярном поясе.)
Учитель: Что вы можете сказать о временах года в умеренном поясе из своих наблюдений? (Зима холодное, лето теплое, иногда жаркое, весна и осень прохладные.)
Учитель: Какой можно сделать вывод? (В умеренном поясе четыре времени года.)
Учитель: Какие материки находятся в тропическом поясе? (Африка, Южная Америка, северная часть Австралии.)
Учитель: Что вы можете сказать о тропическом поясе? (В тропическом поясе жарко круглый год. Там много разных видов растений и животных.)
Учитель: Могу добавить: в тропическом поясе удивительно разнообразный растительный и животный мир. А тропические леса называют «легкими» нашей планеты. А сейчас отправимся за полярный круг. Какие материки находятся за полярным кругом на севере и на юге? (Антарктида, северная часть Евразии и острова Северной Америки.)
Учитель: Что характерно для полярного пояса? (Это холодный пояс, там круглый год снег и лед. Там бывает полярный день и полярная ночь, и северное сияние.)
Учитель: Так происходит потому, что солнце почти не нагревает земную поверхность за полярным кругом, его лучи скользят по земной поверхности. Зимой солнце несколько месяцев вообще не появляется над горизонтом, а летом несколько месяцев не заходит за горизонт.
Учитель: Кто сможет показать на глобусе , как располагаются тепловые пояса?
Учитель: Кто сможет показать на карте полушарий, как располагаются тепловые пояса?
5. Рефлексия.
Учитель: Ребята, а сейчас сравните, пожалуйста, желаемую отметку с реальной отметкой.
6. Индивидуальное домашнее задание.
Учитель: Нурисламова Лейсан Бариевна
Гимназия № 2 Казань
gym002@bk.ru