О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 4 класс » Окружающий мир » Земля и человечество » Пояса Земли


Цели  урока:  

1.Сформировать у учащихся представление о тепловых   поясах Земли  и причинах такого разделения.

2. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное и внимательное отношение к природе.

 

Оборудование: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1» — М.: Просвещение,2009 г ; А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова  «Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 4 класса .В двух частях. Часть 1», карточки с вопросами, глобус, карта полушарий.

 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Орг. момент.

Целеполагание.

2 мин

Знакомит с темой урока и с целью

Ставит себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую  желает получить за урок.

2.

Работа с  учебником (карточки с вопросами)

20 мин

Дает задание найти в тексте ответы на вопросы 

Читают 30-33 стр., ищут  ответы на вопросы и отвечают на них.

3.

 

Выполнение заданий в рабочих тетрадях

 

Проверяет выполнение каждого номера отдельно

Работают в рабочих тетрадях

4.

Обобщение по теме (устный опрос) Практическая работа (работа с глобусом и картой  полушарий)

20 мин

Задает вопросы

Отвечают на вопросы устно, систематизируют приобретенные знания, умения. навыки

5.

Рефлексия

 2

мин

Подводит итог урока

Сравнивает результат таблицы с предполагаемым результатом

6.

Индивидуальное домашнее задание

1

мин

Дает домашнее задание

Желающие записывают домашнее задание в дневник

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

 

Целеполагание.

Учитель: Мы сегодня на уроке будем говорить о поясах Земли.

Подумайте, какую отметку вы бы хотели получить за урок. Напишите на полях     желаемую отметку. Кто желает получить отметку «3» достаточно ответить  на 3 вопроса (из карточек), кому нужна «4» — дополнительно выполняют задания в рабочих тетрадях. Отметку «5» получат те, кто дополнительно сможет устно ответить на мои вопросы.

 

2. Работа с  учебником (стр. 30-33). Учитель раздает карточки с вопросами:

1.Какая часть земного шара получает больше света — середина или полюса? Где будет теплее?  (Света больше попадет на среднюю часть земного шара, а полюса освещаются меньше.)

2.Какая часть земного шара нагревается  сильнее? (Средняя  часть  будет нагреваться сильнее, потому что она получает больше света, а значит, и тепла.)

3.Какие тепловые пояса есть на планете Земля? (Полярные пояса, умеренные пояса и тропический  пояс.)

 

3. Выполнение заданий в рабочих тетрадях.

С.10,№1.

-  Как называется самая северная точка нашей планеты? (Северный полюс.)

-  Какая  самая южная точка планеты? (Южный полюс.)

- Как называется воображаемая линия, которая проходит на одинаковом расстоянии от полюсов? (Экватор)

С.10,№2.

- Рассмотрите схему. Соедините стрелками названия пояса с его расположением на рисунке Земли.

С.10,№3.

 - Пронумеруйте пояса в порядке следования с севера на юг. (7,2,5,1,6,4,3)

С.11,№4.

- Узнайте по описанию пояса и напишите их название.

- Какой пояс расположен  по обе стороны от экватора и получает больше всех тепла? (Тропический пояс.)

- А какие пояса расположены за полярным кругом и  получает меньше всего тепла? (Полярный пояс.)

- Какие пояса расположены между тропическим поясом и полярными поясами? Здесь Земля получает умеренное количество тепла. (Умеренный пояс.)

 

4.  Обобщение по теме (устный опрос).

Учитель: Какая часть земного шара нагревается  сильнее? (Средняя  часть  будет нагреваться сильнее, потому что она получает больше света, а значит, и тепла.)

Учитель: Какие тепловые пояса есть на планете Земля? (Полярные пояса, умеренные пояса и тропический  пояс.)

Учитель: Что повлияло на образование тепловых поясов на поверхности Земли? (Расположение  Земли  относительно  Солнца. Направление  солнечных   лучей  на нашу  планету.)

Учитель: На каком материке мы живем? (Мы живем на материке Евразия.)

Учитель: А в каком тепловом поясе находится  Евразия? (Большая часть материка находится в умеренном поясе  и небольшая часть — за Северным полярным кругом в полярном поясе.)

Учитель: Что вы можете сказать о временах года в умеренном поясе из своих наблюдений? (Зима холодное, лето теплое, иногда жаркое, весна и осень  прохладные.)

Учитель: Какой можно сделать вывод? (В умеренном поясе четыре времени года.)

Учитель: Какие материки находятся в тропическом поясе? (Африка, Южная Америка, северная часть Австралии.)

Учитель: Что вы можете сказать о тропическом  поясе? (В тропическом поясе  жарко  круглый  год. Там  много  разных  видов  растений  и животных.)

Учитель: Могу  добавить: в тропическом поясе  удивительно разнообразный  растительный  и  животный  мир. А  тропические леса называют «легкими» нашей  планеты. А сейчас отправимся за полярный круг. Какие материки находятся  за полярным кругом на севере и на юге? (Антарктида, северная часть Евразии  и  острова Северной Америки.)

Учитель: Что характерно для полярного пояса? (Это холодный пояс, там круглый год снег и лед. Там бывает полярный день и полярная ночь, и северное сияние.)

Учитель: Так происходит потому, что солнце почти не нагревает земную  поверхность за полярным кругом, его  лучи скользят по земной поверхности. Зимой солнце несколько месяцев вообще не появляется над горизонтом,  а летом несколько месяцев не заходит за горизонт.

Учитель: Кто сможет показать на глобусе , как располагаются тепловые пояса?

Учитель: Кто сможет показать на карте полушарий, как располагаются тепловые пояса?

 

5. Рефлексия.

Учитель: Ребята, а сейчас сравните, пожалуйста, желаемую отметку с реальной отметкой.

 

6. Индивидуальное домашнее задание.

Учитель: Нурисламова Лейсан Бариевна

Гимназия № 2 Казань

gym002@bk.ru

Другие новости по теме: