УМК: 1) География. Наш дом — Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев — М.: Дрофа, 2008; 2) Колесник И.В. География. Страновединие. 7 кл. Рабочая тетрадь. — Саратов: Лицей, 2010; 3) Атлас. География материков и океанов. 7 кл. С комплектом контурных карт.
Цель и задачи урока:
- продолжить формирование умений работы с учебником и картами различного содержания (физической, климатической);
- познакомить обучающихся с внутренними водами Африки (реками, озёрами, водопадами);
- провести исследование по картам и выяснить зависимость рек Африки от климата и рельефа;
- научиться определять черты сходства и различия рек (на примере рек Замбези и Нигер), используя климатическую и физическую карты Африки;
- научиться доказывать, что особенности рек зависят от рельефа и климата;
- способствовать воспитанию бережного отношения к воде как источнику жизни, оценить значение внутренних вод для хозяйства Африки.
Оборудование:
Доска с записью темы урока, материал учебника, физическая карта мира (Африки), карты атласа, карточки с заданиями.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Организационный момент и целеполагание
|
1 мин
|
Сообщение темы и цели урока
|
Ставит себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желает получить за урок
|
2.
|
Работа с разноуровневыми заданиями
|
20 мин
|
Раздает вопросы, ставит задачи перед обучающимися, оказывает индивидуальную помощь
|
Самостоятельно изучает новый материал, работая с текстом учебника, выполняет разноуровневые задания, делает выводы
|
3.
|
Беседа по вопросам
|
18 мин
|
Организует беседу по вопросам
|
Отвечают на вопросы, показывают по карте расположение рек и озёр Африки
|
4.
|
Рефлексия
|
0,5 мин
|
Подводит итог урока, анализирует таблицу
|
Сравнивает результат таблицы с предполагаемым результатом
|
5.
|
Индивидуальное домашнее задание
|
0,5 мин
|
Предлагает индивидуальные задания
|
Записывает домашнее задание
|
Задания на оценку «3»:
1) От чего зависит распределение речной сети на материке?
2) В какой океан стекает большинство рек Африки?
3) Около 1/3 рек материка не имеет стока в океан и относится к территории ……. стока
4) Реки Африки порожисты, они обладают огромными запасами ……….
5) Нил несёт свои воды: а) с юга на север, б) с севера на юг
6) Самая полноводная река Африки: а) Нил, б) Конго
7) Через озеро Виктория протекает река: а) Конго, б) Замбези
8) По линии великих Восточно-Африканских разломов расположены озёра ………..
9) Самое большое по площади озеро Африки — …………
Задания на оценку «4»:
Для определения зависимости рек от климата проведите исследование по картам. Для этого сравните физическую и климатическую карты и установите: 1)….., 2)….., 3)….., (см. задание на стр.104 учебника)
Задания на оценку «5»:
Вопросы 1-3 на стр. 106 учебника. Для ответа на вопросы используйте физическую и климатическую карты и план описания реки на стр. 375 (приложение) в учебнике.
Ответы
Задания на оценку «3»:
1) от рельефа и климатических условий
2) в Атлантический
3) внутреннего стока
4) гидроэнергии
5) а)
6) б)
7) б)
8) Танганьика, Ньяса
9) Виктория
Задания на оценку «4»:
1) Наиболее густая речная сеть в экваториальном и субэкваториальных климатических поясах, наименее густая — в тропическом и субтропическом поясах северного полушария.
2) Полноводны круглый год реки экваториального климатического пояса (Конго)
Только летом разливаются реки субэкваториального пояса (Нигер, Замбези, Белый Нил, Голубой Нил)
Зимой разливаются реки субтропического климатического пояса.
3) Реки Африки имеют дождевое, ледниковое питание, питание подземными водами.
Задания на оценку «5»:
1) Реки Замбези и Нигер
Сходство: текут с запада на восток, обе впадают в океан, располагаются в субэкваториальных поясах, одинаковые источники питания рек и режим рек
Различия: текут в разных частях материка, различны исток и устье рек
2) Например, Замбези:
В верхнем течении протекает в горах. Следовательно, в верхнем течении — быстрая, бурная, порожистая река, имеет водопады.
Так как протекает по территории субэкваториального пояса, где дожди идут летом, то Замбези разливается летом.
3) Берега озера Чад обозначены на карте прерывистой линией потому, что в сезон дождей его размеры увеличиваются почти вдвое.
Лобова Ольга Алексеевна, МОУ СОШ № 112
г. Уфа