Цели:
1. Дать определение солей.
2. Рассмотреть состав и название солей.
3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.
4. Научить составлять формулы солей
№
|
Этапы урока
|
время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
1
|
Оргмомент
|
1 мин.
|
Знакомство с темой и целью урока
|
Слушают, ставят себе цель на урок
|
2
|
Работа по изучению нового материала
|
40 мин.
|
Объясняет и помогает ученикам при возникновении затруднений
|
Изучают материал, работают в тетрадях. Отмечают свои достижения в карте
|
3
|
Рефлексия
|
3 мин.
|
Подведение итогов урока
|
Выясняют, достигли ли они поставленной цели
|
4
|
Индивидуальные задания
|
1 мин
|
Дает задания желающим
|
Желающие записывают задания
|
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Изучение нового
Слово «соль» вам должно быть знакомо. Где вы встречались с солями и какие соли вам известны? Это — при приготовлении пищи — пищевая соль, в воде — морская.
Да, действительно соли широко распространены в природе. Огромная масса солей растворена в океанической и морской воде. Три четверти этой массы приходится на поваренную соль. В океанической воде присутствует в виде растворимых солей большинство химических элементов.
В земной коре встречается мрамор, который образовался из известняка в далекие времена. Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и морей. Частично они образовались из раковин морских простейших. Эта соль карбонат кальция.
Наземные животные строят свои скелеты из другой соли, в состав которой входят атомы кальция и кислотные остатки фосфорной кислоты. Эта же соль фосфат кальция — основа минералов фосфоритов и апатитов, из которых получают необходимые для сельского хозяйства фосфорные удобрения.
Ученые полагают, что миллионы лет назад жизнь зародилась в первичном Мировом океане. В нем живые организмы получали минеральные соли, необходимые для роста и жизни.
При большой потери крови в организм пациента вводят физиологический раствор (временно замещающий кровь), представляющий собой раствор с массовой долей хлорида натрия 0,8 %.
Соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей. Поэтому без солей, и прежде всего поваренной соли, жизнь человека невозможна.
Вот какие удивительные и полезные вещества соли!
Соли представляют собой твердые вещества, при растворении некоторых из них в воде, мы получаем растворы солей. А окраска солей зависит от того какие элементы входят в их состав.
Но нас больше интересует состав солей: чем они образованы и какие свойства проявляют!
Все перечисленные ниже вещества соли. Что общего в этих соединениях и чем они отличаются:
Na2SO4 K3PO4 BaCl2 K2S Cu(NO 3)2 CaSiO3
Все они состоят из металла и кислотного остатка.
Запишите определение солей.
Общая формула солей — MexAy,
где Ме — металл
А — кислотный остаток
x, y — число атомов
Выбери из перечня веществ только формулы солей:
Na2S LiCl K3PO 4
Mg(OН)2 Fe(OH)2 NH3
K2SO4 Ca(NO3)2 Na O
Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. К первой группе относится: NaCl, K2SO4, ZnCl2, а ко второй: BaSO4, CaCO3. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.
А теперь будем учиться составлять названия солей, с помощью следующей схемы:
1. Название кислотного остатка
2. Название металла
Указание валентности (если она переменная)
Пользуясь таблицей на странице 76 учебника, составим названия следующих солей:
KNO3 BaSO4 AlCl3
Теперь сделаем обратное задание — по названию соли составим ее формулу:
нитрат магния
Для этого необходимо:
1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать валентность
2. Найти наименьшее общее кратное
3. Разделить полученное число на валентность каждого элемента
Mg(NO3)
ЗАДАНИЯ на оценку «3»
Расставьте индексы и дайте названия следующим веществам:
Zn…Cl…
Ba…NO3...
Ca…PO4…
Al…S…
Na…SO4…
Составьте формулы следующих солей:
Нитрат меди (II)
Хлорид ртути (II)
Силикат магния
Нитрат натрия
Карбонат кальция
ЗАДАНИЯ НА ОЦЕНКУ «4»
Составьте формулы солей натрия, кальция и алюминия для следующих кислот: азотной, серной, фосфорной (всего 9 формул). Дайте им названия. Какие из них растворимы в воде.
ЗАДАНИЯ НА ОЦЕНКУ «5»
Из перечисленных формул H2S , K2SO4 ,KOH ,SO3 ,Fe (OH)3 ,FeО, N2O5 ,Cu3(PO4)2 ,CuO ,P2O5 ,H3PO4 ZhSO4 выпиши последовательно формулы: а) оксидов, б) кислот, в) оснований, г) солей. Дай им названия.
3. Рефлексия.
Подведем итог. Сегодня на уроке мы познакомились с еще одним классом соединений -соли, дали определение, научились отличать их от других соединений, классифицировать, составлять формулы солей и давать им названия.
4. Задания для желающих: стр. 78 задание № 2
Алексеева Юлия Альбертовна
учитель химии и биологии МБОУ
«Кормовищенская СОШ», Пермский край
july.alekseeva @yandex.ru