О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » ИЗО » 5 класс » Связь времён в народном искусстве » Лепка и роспись собственной модели игрушки


Автор учебника по программе Б. М. Неменского

Тема урока. Древние образы, единство форм и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки (уроки 1-3).
Цели урока:

1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.
2. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родины и её истории.
3. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.
4. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

 Проект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

№1 (1,2,3 уроки)

Организационный момент. Тема. Целеполагание

Приветствие. Отметка отсутствие обучающихся. Сообщение темы. Контроль организации рабочего места

Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола

2 мин

№2 (1урок)

Беседа об истории, об особенностях орнамента

Объяснение темы

Участие в обсуждении нового материала

5 мин

№3 (1 урок)

Просмотр слайдов

Показ слайдов (разновидности игрушек из глины)

Обзор слайдов

4 мин

№4 (1 урок)

Постановка художественной задачи (выполнение эскиза)

Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи

Обдумывание и решение выбора варианта

2 мин

№2 (2урок)

Беседа о приёмах работы с пластилином

Объяснение темы

Участие в обсуждении нового материала

 

№3 (2 урок)

Просмотр слайдов

Показ слайдов (рисунки-схемы изготовления игрушки)

Обзор слайдов

 

№4 (2 урок)

Постановка художественной задачи (вылепить модель)

Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи

Обдумывание и решение выбора варианта

 

№2 (3урок)

Беседа о традиционных орнаментах

Объяснение темы

Участие в обсуждении нового материала

 

№3 (3 урок)

Просмотр слайдов

Показ слайдов (рисунки-схемы узоров)

Обзор слайдов

 

№4 (3 урок)

Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решение)

Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи

Обдумывание и решение выбора варианта

 

№5 (1,2,3 уроки)

Практическое выполнение задания

Целевые обходы: оказание помощи, контроль объёма и качества работы

Выполнение практической части урока

25 мин

№6 (1,2,3 уроки)

Анализ работ и домашнее задание

Выставка работ, анализ. Запись на доске домашнего задания

Обсуждение, анализ работ. Запись домашнего задания

2 мин

Стенограмма. Урок по изобразительному искусству раздела «Связь времён в народном искусстве», по теме «Древние образы, единство форм и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки» даёт возможность сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи. Воспитывать любовь и интерес к традиции русской культуре, своей Родине и её истории. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписи. Развивать творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы.
1. Подбор слайдов, рисунков-схем (разновидности игрушек, приёмы работы с пластилином, элементы узоров).
2. Глиняные и пластилиновые модели игрушек.
3. Музыкальный ряд: русские народные песни.
4. Художественные материалы.  
Ход урока 1 Учитель: Ребята самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? А вот игрушки, которые показаны на доке, все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Нашлись в пригородах и деревнях умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» — игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы... Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек наиболее популярная Дымковская. Вот эти игрушки, посмотрите!
Дымковская игрушка. Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Вначале были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки... Но мы-то, ребята уже знаем их глубокий символический смысл?! Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.)
Филимоновская игрушка. Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники нард выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный — основные цвета, используемые в росписи. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер, своя поступь, свой голос.
Каргопольская игрушка. Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля — хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов — лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан — сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена люди называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.
Постановка задачи. Учитель. А теперь выберите игрушку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполните её эскиз, а на следующих уроках слепите её и распишите.
Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня). Выполнение эскиза любой выбранной игрушки.
Подведение итогов. В конце урока можно провести выставку детских работ. Работы анализируются, оцениваются. 
Домашнее задание: принести пластилин, стеки, тряпочку, баночку для воды, клеёнку, белую гуашь. 1. (А) — оценка «3», (рисунок игрушки в карандаше) 2. (Б) — оценка «4», (нанесение узора выбранной росписи) 3. (В) — оценка «5», (уточнение форм и конкретика в росписи)
В процессе самостоятельной работы проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.

Ход урока 2
Беседа о приёмах работы с пластилином. Учитель. Игрушки, о которых мы говорили на прошлом уроке, лепят из глины (мы с вами будем лепить игрушку из пластилина.) И здесь существуют свои законы и правила. Для производства Дымковской и Каргопольской игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). В Филимоново местные глины жирные, высоко-пластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими. Это особенно заметно при лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. У нас с вами ребята пластилин, его не нужно обжигать в печи. А вот форму игрушки мы постараемся сохранить. Вспомним методы лепки: 1. Вытяжка. Основной кусок пластилина формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела — шею, руки, ноги — до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, украшают игрушку накладными деталями. Посмотрите на схемы — таблицы. Например, так лепят куклу — барышню. 2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке. Вы можете выбрать и комбинированный метод, то есть соединить 1 и 2 способы.
Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня).
Учитель. А теперь можете приступать к работе. В конце урока все игрушки выбеливаются. (Хорошо использовать белую гуашь или клеевую побелку).
Подведение итогов. В конце урока можно подвести итог с показом аккуратных качественных работ. Работы анализируются, оцениваются. 
 Домашнее задание: принести гуашь, модель игрушки, кисти для росписи, палитру, баночку, клеёнку, тряпочку. 1. (А)  — оценка «3», (лепка собственной модели игрушки) 2. (Б) — оценка «4», (уточнение и разглаживание форм) 3. (В) — оценка «5», (покрытие игрушки белой гуашью)
В процессе самостоятельной работы проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.

Ход урока 3 Постановка задачи. Учитель. Ребята! Сегодня, мы будем расписывать свои игрушки. Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерны для той игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме. Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки? Какие? А для Филимоновской? Каргопольской? Учитель. Хорошо, приступайте к работе.
Подведение итогов. В конце урока можно провести выставку игрушек. Работы анализируются, оцениваются. 
Домашнее задание: принести акварель, кисти для росписи; самостоятельно узнать сведения о росписи Гжель.
1. (А) — оценка «3», (1 слой- нанесение узора выбранной росписи)
2. (Б) — оценка «4», (2 слой–конкретика в узоре)
3. (В) — оценка «5», (обобщение и аккуратность)
В процессе самостоятельной работы проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.

Скачать презентацию к уроку lepka.zip [2.31 Mb]

Гималова Венера Альфировна
МБОУ Лицей №52, г. Уфа
miss.gimalova@yandex.ru

Другие новости по теме: