Цели:
1) изучить основные мероприятия по защите населения от последствий аварий на ГТС;
2) развивать самостоятельность, умение работать с текстом, обобщать, делать выводы;
3) воспитывать чувство ответственности за свою безопасность
Оборудование:
учебники, карточки по уровням, карта успеха, карта достижений учащихся, «Краткой энциклопедии по действиям населения в чрезвычайных ситуациях» под общей редакцией Воробьева Ю. Л. (сайт www gr–obor.narod.ru).
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Оргмомент и
целеполагание
|
2 мин
|
Знакомит с темой и целью урока
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2
|
Работа с разноуровневыми
вопросами
|
25 мин
|
Дает задания и проверяет, по необходимости оказывает помощь
|
Отвечают на вопросы, работают по учебникам и в тетрадях (ответы на все вопросы дают учителю)
|
Уровень А («3»)
|
Уровни Б и В( «4» и «5»)
|
Отвечают на вопросы, ставят отметки о выполненном задании в КАРТЕ УСПЕХА (без проверки учителем)
|
3
|
Беседа по вопросам.
|
15 минут
|
Организует дискуссию, задает наводящие вопросы, сталкивая мнения детей
|
Отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения
|
4
|
Рефлексия
|
2 мин
|
Подводит итог
беседе, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым
результатом
|
5
|
Индивидуальное задание
|
1 минута
|
Дает задание
|
Записывают
задание
|
Ход урока
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята!
2. Целеполагание
— Сегодня на уроке мы познакомимся с основными мероприятиями по защите населения от последствий аварии на гидротехнических сооружениях. В течение урока вам нужно будет выполнить задания на карточках. Задания на «3» — на каждый вопрос ответ даете учителю и только после этого в «карте успеха» ставите «+». Задания на «4» и «5» — выполняете самостоятельно, как только найдете ответ на вопрос, в «карте успеха» (не подходя к учителю) ставите «+». На всю работу вам дается 25 минут, затем мы побеседуем по вопросам уровней Б и В. Чтобы за урок получить отметку «3» вы должны выполнить тест, и ответить на 2 вопроса, но в 3 вопросе у вас 3 задания, «4» — на 4 вопроса и на «5» еще на 1 вопрос. Итоговая оценка за урок будет выставлена по результатам устных ответов на вопросы. Поставьте в тетради на полях оценку, которую вы бы хотели получить за сегодняшний урок. (Учащиеся ставят отметку). Первое задание у вас будет тест, по результатам которого мы будем знать как вы усвоили материал предыдущего урока
3. Работа с разноуровневыми вопросами
(Приложение 1. Рабочий лист. 2 задание уровня А — 2 варианта)
4. Беседа по вопросам
5. Рефлексия
Подведем итог,проанализируем таблицу. (Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.)
6. Индивидуальное задание
- Выполнить задание на с. 145.
Приложение 1
Рабочий лист по теме «Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях» 8 класс
Уровень А
Задание №1
Выполни тест на компьютере.
Задание №2 (1 вариант)
- Внимательно прочитай описание аварии.
В 1923 году в результате разрушения плотины Глено высотой 75м в Италии масса воды из водохранилища (около 5 млн м3) устремилась вниз по руслу реки. Это привело к резкому изменению ширины, глубины и скорости течения водного потока. От наводнения пострадало много людей. Не обошлось и без человеческих жертв — погибли около 500 человек.
- Заполни таблицу:
Место аварии
|
Причины аварии
|
Последствия аварии
|
|
|
|
Задание №2 (2 вариант)
- Внимательно прочитай описание аварии.
В 1953 году в Нидерландах огромные морские волны прорвали защитные дамбы и проникли во внутренние районы страны. Высота воды в местах затопления достигала 9"метров. У берегов Англии уровень Северного моря повысился примерно на 2 метра против нормального. В результате этого наводнения погибли более 2 тыс. человек.
- Заполни таблицу:
Место аварии
|
Причины аварии
|
Последствия аварии
|
|
|
|
Задание №3
- Изучи внимательно на с. 141 профилактические меры возникновения ГДА на ГТС (первая группа мероприятий). Перечисли эти меры. (Устно или запиши в тетрадь).
- Какие мероприятия относятся ко второй группе? Назови эти мероприятия. (Устно или запиши в тетрадь). Используй материал учебника на с.141.
- Какие мероприятия относятся к третьей группе? Назови эти мероприятия. (Устно или запиши в тетрадь). Используй материал учебника на с.142.
Уровень Б
Прочитай внимательно материал «Гидродинамические аварии» в «Краткой энциклопедии по действиям населения в чрезвычайных ситуациях».
Узнай (запиши или запомни):
Уровень В
Внимательно еще раз изучи материал о ГДА на Киселевском водохранилище Свердловской области и назови, какие действия были предприняты при угрозе ГДА, во время ГДА и после. Заполни таблицу.
Действия (мероприятия) при угрозе ГДА
|
Действия (мероприятия) во время ГДА
|
Действия (мероприятия) после ГДА
|
|
|
|
Задание №1 (ТЕСТ НА КОМПЬЮТЕРЕ)
Выполни тест на компьютере.
Выбери единственно правильный ответ.
1. Гидродинамическая авария — это
а) чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий;
б)чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) пожаровзрывоопасного объекта и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий;
в) ситуация, связанная с перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.
2. Что не относится к гидротехническим сооружениям?
а) прудовое хозяйство;
б) плотины;
в) дамбы;
г) шлюзы, оросительные системы, перемычки и другие объекты.
3. Плотины строят:
а) для задержания паводковых вод, водоснабжения крупных городов, улучшения судоходства по рекам;
б) строят на всякий «пожарный» случай;
в) для использования водной энергии;
г) для производства водной энергии (за счет подъема уровня воды на несколько десятков метров).
Что здесь лишнее?
4. Каковы последствия крупных гидродинамических аварий?
а) в результате аварий нарушается жизнедеятельность населения и производственно-экономическая деятельность предприятий, утрачиваются материальные, культурные и исторические ценности, наносится большой ущерб природной среде, гибнут люди.
б) прерывается подача электроэнергии в энергетические системы;
в) образуется нехватка питьевой воды;
г) прекращается функционирование водохозяйственных систем, а также объектов прудового рыбного хозяйства.
Какое утверждение не верно?
Волчкова Ирина Ивановна. Кушмангорт.