Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников Основы безопасности жизнедеятельности
Цели:
1) познакомиться с целью, мероприятиями проведения аварийно-спасательных и неотложных работ при ЧС
2) развивать самостоятельность, умение обобщать, делать выводы, анализировать;
Оборудование:
учебники, карточки по уровням, карта успеха, компьютер.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Оргмомент.
|
1 мин.
|
|
|
2
|
Цель урока
|
1 мин.
|
Ставит цель урока
|
|
3
|
Целеполагание (для учащихся)
|
1 мин
|
Ставит цель перед детьми
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
4
|
Работа с разноуровневыми
вопросами
|
30 мин
|
Дает задания и проверяет, по необходимости оказывает помощь
|
Отвечают на вопросы, работают по учебникам и в тетрадях, выполняют тест
|
5
|
Беседа по вопросам
|
10 мин
|
Слушает, задает вопросы
|
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение
|
6
|
Рефлексия
|
1 мин
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым
результатом
|
7
|
Индивидуальное задание
|
1 минута
|
Дает задание
|
Записывают
задание
|
Ход урока
- Оргмомент
- Цель урока
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с целью и мероприятиями проводимыми при аварийно-спасательных и неотложных работ в очагах ЧС
3. Целеполагание
- За урок вам необходимо выполнить 11 заданий: на «3» — 7 заданий, одно из которых компьютерный тест (Приложение 2); «4» — 10 заданий; «5» 11-е задание — работа в интернет. Поставь на полях рабочей тетради оценку, которую вы хотели бы получите сегодня за работу на уроке.
4. Работа с разноуровневыми вопросами
- Сегодня вы самостоятельно будете отвечать на вопросы на протяжении 30 минут отвечая на вопросы рабочего листа (Приложение1). После каждого ответа на вопрос уровня «3» вы подходите к учителю и объясняете (показываете) как выполнили задание, уровни «4» и «5» — без обсуждения с учителем, ставите отметку в карте успеха. В конце урока мы разберем ваши ответы на вопросы уровней «4» и «5», выясним, как вы усвоили материал урока, где допустили ошибки.
5. Беседа по вопросам
- Итак, вы выполнили задания и сейчас мы проверим, правильно ли вы ответили на вопросы и попробуете объяснить, почему вы так ответили на вопрос.
6. Рефлексия
- Подведем итог. На «3» — сегодня поработали…, на «4» — …, на «5» — ….
Сравните ваши оценки с результатом в «карте успеха». Совпали ли ваши оценки?
7. Индивидуальное задание
- Выполните задание 2 практикума с. 94
Приложение 1
Рабочий лист
Аварийно — спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
8 класс
Уровень «3»
Задание 1. Выполни тест на компьютере
Изучая тему «Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения» ответь на следующие вопрос:
Задание 2. Что включают в себя аварийно-спасательные работы? Запиши определение в тетрадь.
Задание 3. Что из неотложных работ по ликвидации ЧС ты бы поставил на 1-е, 2-е и т.д. места? Почему?
- создание условий для спасателей;
- создание условий для спасения и сохранения жизни и здоровья людей;
- поддержка работоспособности населения;
- обеспечение населения продуктами питания, питьем.
Задание 4. Перечисли, какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения. Основные моменты (кратко) зафиксируй в тетради.
Задание 5. Перечисли, какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ. Основные мероприятия (кратко) запиши в тетрадь.
Задание 6. Почему на твой взгляд, тяжелая техника не вывозится при смене спасательного состава в очаге поражения, а передается на месте новой смене? (Ответ на вопрос подготовь устно.)
Задание 7 . При каких условиях и кем определяется завершение аварийно-спасательных и других неотложных работ? (Дай устный ответ)
Уровень «4»
Задание 8.
Вставь в текст «Защита от ЧС» пропущенные термины из предложенного списка, а затем запиши получившуюся последовательность цифр выбранных ответов в приведенную ниже таблицу.
Защита от чрезвычайных ситуаций
Защита от чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф) — _______________ (А) правовых, организационных, инженерно-технических, природоохранных и специальных мероприятий, направленных на ___________ (Б) возникновения источников опасностей, подготовку и преодоление последствий ЧС с целью сохранения ____________ (В) и здоровья людей, снижения _____________ (Г) на объектах и в среде обитания и жизнедеятельности.
|
Перечень терминов
1) единство
|
5) настроение
|
2) комплекс
|
6) опасность
|
3) предупреждение
|
7) жизнь
|
4) локализация
|
8) ущерб
|
Ответ:
Задание 9.
Вставь в текст «Ликвидация чрезвычайных ситуаций» пропущенные термины из предложенного списка, а затем запиши получившуюся последовательность цифр выбранных ответов в приведенную ниже таблицу.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций
Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие ______________ (А) работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на __________ (Б) жизни и ________________ (В) здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на ___________ (Г) зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
|
Перечень терминов
1) тяжелые
|
5) спасение
|
2) продолжение
|
6) сохранение
|
3) укрепление
|
7) ограждение
|
4) неотложные
|
8) локализация
|
Ответ:
Задание 10. Произошла авария на атомной электростанции, возникла угроза радиоактивного загрязнения местности. Твои действия при необходимости выйти на улицу. Для ответа используй материал учебника для 8 класса.
Уровень «5»
Используя информацию на сайте МЧС www.mchs/ru назови какие аварийно-спасательные и неотложные работы были проведены при ликвидации последствий на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году. (Можно использовать другие ЧС)
Компьютерный тест
1. К инженерным сооружениям для защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера не относятся:
1. гидротехнические защитные сооружения;
2. промышленные очистные сооружения;
3. магистрали;
4. защитные лесонасаждения.
Один правильный ответ.
2. Система оповещения населения при угрозе возникновения ЧС создана с целью: оповещения населения о ЧС;
1. защиты населения при угрозе возникновения ЧС мирного и военного времени.
3. Система централизованного оповещения включает в себя:
- федеральный уровень;
- региональный уровень;
- территориальный уровень;
- местный уровень;
- школьный уровень.
Найди ошибку.
Частичная эвакуация не включает в себя: эвакуацию детей;
эвакуацию материальных ценностей;
эвакуацию нетрудоспособного населения;
эвакуацию больных.
При эвакуации необходимо взять с собой:
документы, ценные вещи;
продукты питания на 2-3 дня, документы;
документы, ценности, деньги, продукты питания, питье.
Используемая литература:
- А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс — М.: Просвещение, 2011.
- А.В. Клюев Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. Практические задания. Олимпиады 8-9 классы. Ростов–на-Дону; Легион, 2011.
Учитель: Волчкова Ирина Ивановна
МОУ «Кушмангортская основная общеобразовательная школа»