О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Психология » 6 класс » Наши эмоции » Наши эмоции. Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции


Цели занятия: дать представление о богатстве эмоциональных проявлений человека, о разрушительной силе негативных эмоций, ответственности за них; ознакомить с некоторыми приёмами саморегуляции.
Необходимые материалы: Опросник Баска-Дарки, простой карандаш и список класса на доске.

 «Ничего не начинай во гневе! Глуп, кто во время бури садится на корабль» И. Гаут.
Игра «назови эмоцию»
Ребята называют известные им эмоции.
По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся ``фундаментальными'':
радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;
удивление — эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;
страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;
отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;
презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;
страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;
стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Чувства и эмоции тесно связаны между собой, но это не одно и тоже, эмоции сиюминутные, проявляются «здесь и сейчас» и относятся к конкретной ситуации, чувства — устойчивое, постоянное отношение человека к чему либо или чему либо, чувства не зависят от ситуаций, например, чувство любви не изменится, если любимый незаслуженно повышает на Вас голос, в этой ситуации проявятся всего лишь эмоции: волнение, обида, печаль, чувство останется прежним.
Таким образом, чувства как бы «выделяют» из ситуации конкретный объект, независимо от того, что происходит вокруг, а эмоции «срабатывают» на ситуацию в целом. На чистой стороне бланка- опросника рисуем 8 окружностей и изображаем эмоции. Желающие имеют возможность у доски изображать эмоции.
У разных народов существует различное отношение к выражению эмоций. Как вы думаете, люди Севера или люди Юга более сдержанны? В некоторых странах Востока вообще не принято выражать свои эмоции. Южные народы известны своей открытостью и непосредственностью эмоциональных проявлений. А как проявляют свои эмоции в нашей культуре? На нашу эмоциональную культуру наложили свой отпечаток долгие годы тоталитарного режима, некоторые семейные традиции (например, «не выносить сор из избы»), боязнь «не так» выглядеть в глазах окружающих. Согласно сложившемуся стереотипу, женщина у нас какой должна быть? Женщина у нас должна быть покладистой и не гневливой, а мужчина ? — мужественным, сильным и никогда не плакать. Эти образы идеальной женщины и мужчины внушаются уже в детском саду. В результате этих запретов одним из самых распространенных заболеваний среди женщин депрессия, а среди мужчин — кардиофобия. К такому исходу ведёт привычное подавление «нежелательных» эмоций. На то, чтобы их удерживать, организм направляет почти все силы и становится не в состоянии сопротивляться нахлынувшим болезням.

Американский психолог и психотерапевт К.Роджерс показал, что нет «плохих» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него. Другое дело как он их выражает. Сдерживание своих эмоций не ведёт к освобождению от них. Ведь физиологические системы, обслуживающие эмоции, сработали. Хорошо известно, что страх, гнев, раздражение разрушают организм. Особенно это опасно, когда мы отказываем некоторым чувствам в праве на существование, поскольку запрет лишь усиливает стресс, напряжение.
Задание.
Оцените, насколько характерны для вас следующие реакции. Обведите номера тех вопросов, на которые вы дали положительные ответы. Отметьте точками количество обведённых номеров в каждой строчке бланка для ответов и постройте график.

Бланк ответов
Физическая агрессия (Ф) 1,9,17,25,33
Косвенная агрессия (К) 2,10,18, 26, 34
Раздражительность (Р) 3,11,19, 27, 35
Негативизм (Н) 4,12,20,28,36
Обидчивость (О) 5,13,21,29,37
Подозрительность (П) 6, 14, 22, 30,38
Вербальная агрессия (В) 7,15,23,31,39
Чувство вины (Ч) 8,16,24,32,40

Тест. Опросник Баска-Дарки, адаптированный Г.А.Цукерман.
1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я нее выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне не справедлива.
6. Я знаю, что люди говорят за моей спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.
9. Мне кажется, что я смогу ударить человека.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.
12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.
13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые могут довести меня до драки.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Иногда я могу взорваться как пороховая бочка.
20. Если кто-то пытается мной командовать, я поступаю ему наперекор.
21. Есть люди к которым я испытываю ненависть.
22 Довольно много людей мне завидуют.
23. Если я злюсь, я могу выругаться.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Если меня кто-то обидит я могу дать сдачи.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать всё, что о нём думаю.
32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.
33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.
34. В споре я часто повышаю голос.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.
37. Я заслюживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
40. Я сделаю много такого, о чём в последствии жалею.

График
Ваша агрессивность — личное дело каждого до тех пор, пока она не затрагивает других людей. Постройте график, на оси абсцисс (горизонтальной линии) отмечаются названия видов агрессивности, на оси ординат (вертикальной линии) отмечается количество баллов за каждый вид агрессивности. Построенный график показывает, какие проявления агрессии характерны для каждого. Точка, расположенная на графике выше трёх баллов, говорит о выраженности данной формы поведения.
Физическая агрессия — склонность к самому примитивному виду агрессии. Тебе свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают тебе искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуешь нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнёра. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалей мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражительность — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведёт к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри. Как серная кислота, пока не прорвётся наружу.
Негативизм — реакция типичная для подростка. Совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступкииз чувства протеста. Суть её в пословице «выбью себе глаз. Пусть у тёщи будет зять кривой».
Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку. Пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность — готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия — за словом в карман ты не полезешь. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны. Чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.
Чувство вины — поздравляю, вы никого не ударили, ничего не разбил. Н на кого не наорали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение будто в чём-то виноваты? Если вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, умеете им управлять.

Предлагается ученикам нарисовать на том же графике ещё одну кривую — «Я-идеальное», это поможет им:
а) расчленить разные составляющие образа «Я» и осознать их различие;
б) очертить то пространство, в котором и ставятся задачи саморазвития и самоизменения.
Построенный график показывает. Какие проявления агрессии характерныдля подростка. Если на графике точка расположена выше линии, то можно говорить о выраженности данной формы поведения.
Знакомство с такими формами агрессии как физическая, косвенная, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины помогут ребятам задуматься о разрушительной сле этих эмоций.
Насколько результаты теста совпали с вашим представлением о себе?
Приходилось ли вам испытывать трудности из-за вашей вспыльчивости. Раздражительности? Расскажите об этом, если хотите.

Как управлять своим эмоциями
Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок — смех и плач. Даже положительные эмоции могут нанести ущерб, если они очень сильные. Смех и плач — это своеобразная защита нашей нервной системы от эмоциональной перегрузки. После слёз человек испытывает облегчение, а после смеха — прилив сил. В упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.
Можно разрядить свои эмоции высказавшись в кругу друзей. Которые могут понять и посочувствовать.
Дыхание уступками. Три-четыре выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
Стресс возникает там, где тесно, узко, мелко, суетно. Послушайте хорошую музыку, прогуляйтесь по лесу, выйдите в широкое поле, поглядите в высокое небо, посидите у реки — природа восстановит утраченную гармонию.

Ибрагимова Гульнара Радифовна
Лицей №149 г. Казань
gulnararadifovna@mail.ru

Другие новости по теме: