Автор учебника С. И. Львова и В. В. Львов «Русский язык. 5 класс».
Цели:
- обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи;
 
- развивать орфографическую зоркость на основе целенаправленной работы над составом слова, умение видеть орфограммы в слове, обосновывать выбор написания; развивать мыслительную деятельность; формировать функционально грамотную личность; 
 
- на основе самостоятельных наблюдений и практических навыков формировать стремление к исследовательской работе и интерес к изучаемой части речи ;
 
- повышать эмоциональное и качественное восприятие нового материала;
 
- активизировать познавательную деятельность учащихся.
 
| 
 № 
 | 
 Этапы урока 
 | 
 Время 
 | 
 Деятельность учителя 
 | 
 Деятельность 
ученика 
 | 
| 
 1. 
 | 
 Оргмомент 
Целеполагание 
 | 
 2 мин. 
 | 
 Знакомит с темой и целью урока 
 | 
 Ставят цель активно работать на уроке, достичь той оценки, которую хотят получить 
 | 
| 
 2. 
 | 
 Актуализация знаний 
 | 
 3 мин. 
 | 
 Направляет 
 | 
 Читают теоретический материал. 
 | 
| 
 3. 
 | 
 Самостоятельная работа по теме урока 
 | 
 30 мин. 
 | 
 Помогает, направляет, проверяет. 
 | 
 Выполняют задания в тетрадях 
 | 
| 
 4. 
 | 
 Рефлексия 
 | 
 3 мин. 
 | 
 Подводит итоги, анализирует карту достижений, выставляет оценки 
 | 
 Сравнивают предполагаемые результаты с полученными 
 | 
| 
 5. 
 | 
 Домашнее задание по желанию 
 | 
 2 мин. 
 | 
 Дает домашнее задание 
 | 
 Записывают задание, берут домой карточки по желанию 
 | 
Стенограмма урока: Сегодня мы с вами начинаем изучать тему: «Имя существительное». На карточках, которые лежат у вас на столе, поставьте оценку, которую бы вы хотели получить на сегодняшнем уроке.
Открываем тетради, записываем число, классная работа, словарь, затем мы вспомним теоретический материал, после этого вы приступаете к выполнению заданий в рабочей тетради по карточкам.
Чтобы получить тройку, вам достаточно выполнить задание 1, на четверку 2, на пятерку задание 3.
Материалы к уроку.
Чтобы разобраться, что означает сам термин существительное, обратимся к этимологическому словарю
Этимологический словарь русского языка указывает пришедшее из старославянского языка слово сущий, которое в, в свою очередь произошло от глагола быть. Всё, что есть, что существует в мире, — всё названо именем существительным.
Имя существительное как часть речи.
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие предметы и одушевленные существа (значение предметности). Это значение выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевлённости и неодушевлённости. В предложении существительные в основном выступают в роли подлежащего и дополнения, но они могут быть и другими членами предложения.
В зависимости от лексико-грамматических признаков существительные делятся на:
1) Имена существительные, называющие лицо (живые существа):
2) Имена существительные, называющие предмет:
3) Имена существительные, называющие явление (явление природы):
4) Имена существительные, называющие признак, качество:
5) Имена существительные, называющие состояние:
6) Имена существительные, называющие действие:
7) Имена существительные, называющие вещество:
Имена существительные называют предметы, явления и состояния, понятия и действия. Они отвечают на вопросы именительного и косвенных падежей:
Именительный падеж — Кто? Что?
Родительный падеж — (нет) Кого? Чего?
Дательный падеж — (даю) Кому? Чему?
Винительный падеж – (вижу) Кого? Что? 
Творительный падеж — (творю) Кем? Чем?
Предложный падеж — (говорю) О ком? О чём? 
Задание 1 (на «3»): Найдите в этом тексте и подчеркните все имена существительные. Как вы отличили их от имен прилагательных и глаголов? Напишите над каждым существительным падеж. 
«Все в твоих руках»
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидовавший его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, — живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках...»
(Подсказка: здесь 33 существительных.)
Задание 2 (на «4»): Вставь пропущенные буквы. Выпиши имена существительные, обозначающие отвлеченные понятия, качества и чувства человека. Укажи склонение имен существительных.
Книги без соб…седника мертвы. Они могут м…лчть годы и оживают, когда приход…т соб…седник. В отличие от вещей они умеют ощ…щать п…чаль и радость, потому что , кроме ума и и догадл…вости, в них вложены чу…ства. Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили чу…ства, те самые, которые переживём и мы. Мы размышляем о жизни, а в книгах уже давно проложены тропы наших размышлений. Книги ждут от нас усилия души.
 (Л. Лиходеев)
Задание 3 (на «5»):
Спиши данные предложения. Подчеркни существительные как члены предложения. Напиши, как ты понимаешь последнее предложение текста.
Неожиданно донесся зап…х подснежника.
Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный предвестник радости и счастья. Для каждого, и счастливого, о несчастливого, он сейчас украшение жизни.
Вот так и среди нас. Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они украшают жизнь, вмещают в себе всё лучшее, что есть в человечестве,- доброту, простоту, доверие.
Домашнее задание: параграф 53, упр. 735, 738.
 
Шалагинова Татьяна Антоновна
 МАОУ «Гимназия «Новоскул» г. Великий Новгород.
 shaltatiana@mail.ru