Автор учебника С. И. Львова и В.В. Львов «Русский язык. 5 класс».
Цели:
- актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках;
- дать понятие одушевленности и неодушевленности имен существительных;
- развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.
№
|
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
1.
|
Оргмомент
Целеполагание
|
2 мин.
|
Знакомит с темой и целью урока
|
Ставят цель активно работать на уроке, достичь той оценки, которую хотят получить
|
2.
|
Актуализация знаний
|
3 мин.
|
Направляет
|
Читают теоретический материал.
|
3.
|
Самостоятельная работа по теме урока
|
30 мин.
|
Помогает, направляет, проверяет.
|
Выполняют задания в тетрадях
|
4.
|
Рефлексия
|
3 мин.
|
Подводит итоги, анализирует карту достижений, выставляет оценки
|
Сравнивают предполагаемые результаты с полученными
|
5.
|
Домашнее задание
|
2 мин.
|
Дает домашнее задание
|
Записывают задание, берут домой карточки по желанию
|
Стенограмма урока: Сегодня мы с вами повторим тему: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». На карточках, которые лежат у вас на столе, поставьте оценку, которую бы вы хотели получить на сегодняшнем уроке .
Открываем тетради, записываем число, классная работа, словарь, затем мы вспомним теоретический материал, после этого вы приступаете к выполнению заданий в рабочей тетради по карточкам.
Чтобы получить тройку, вам достаточно выполнить задание 1, на четверку 2, на пятерку задание 3.
Материалы для урока.
Все имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые имена существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?; неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос ЧТО?
Одушевленные имена существительные, как правило, имеют признак пола, а неодушевленные — только грамматический род.
Задание 1 (на «3»): Найдите в стихотворении все имена существительные. Выпишите их и определите — одушевленные они или нет. Обратите внимание, что автор стихотворения «одушевляет» явления и предметы неживой природы, которые являются неодушевленными
Нашумелись,
Наплясались,
Нарезвились,
Наигрались.
И подкралась
Тишина,
Тихо села
У окна.
Ветерок
Листвы не тронет,
Под кустом
Улёгся он.
Колокольчик
В дрёму клонит,
Одуванчик
Видит сон.
Сон пушистый
Не спугните
Невзначай.
Доброй ночи.
Доброй ночи.
Спите, дети,
Баю-бай.
(О. Дриз)
Задание 2 (на «4»): Прочитай стихотворение А. Каютиной. Какое грамматическое разделение имел в виду бык? Докажи своё мнение.
На перекрестке двух дорог
Слова столкнулись “бык” и “рог”.
Рог закричал: «Ах, как я рад,
Что повстречал тебя здесь, брат,
Вчера сказал мне носорог,
Что наш падеж, число и род
Настолько схожи меж собой….
Постой! Куда же ты, постой!»
Но закричал сердито бык:
«Я к панибратству не привык!
Прошу вести себя прилично,
Не забывайте о различье!»
Задание 2 (на «5»):
В художественной литературе и фольклоре широко используется прием олицетворения — изображение неживых существ как живых. Напиши сочинение-миниатюру по картине И. Левитана «Золотая осень», используй данные слова: лес, тропинка, берёзка, зелень, листва, небо, голубизна, трава, воздух, осень, речка. Используй прием олицетворения.
Домашнее задание: упр. 769.( стр.75).
Шалагинова Татьяна Антоновна
МАОУ «Гимназия «Новоскул» г. Великий Новгород
shaltatiana@mail.ru